mail adultblock

Ученые научились определять пожары от падения ступеней ракет в степях Казахстана

25 марта 2021, 17:11

Иллюстративное фото©Shutterstock

Спутники давно используют для выявления пожаров, однако большинство методик применимы только для лесных территорий. TengriMIX со ссылкой на Naked Science расскажет, как ученые обнаруживают пожары от запуска ракет с космодрома Байконур в степях Казахстана.

В засушливой местности Карагандинской области пожары обычно возникают из-за техногенных и природных факторов. Падение разогретых в верхних слоях атмосферы деталей ступеней ракет-носителей, запускаемых с космодрома Байконур, является одной из причин техногенных пожаров. Выявить такие участки возгорания на огромных территориях сложно, однако ученые нашли новую методику.

Исследование провели сотрудники географического факультета МГУ им. Ломоносова, которые опубликовали научный труд в журнале Arid Land Research and Management. Географы проанализировали общие площади и сезонные особенности пожаров с использованием данных спутника Landsat 8 OLI высокого пространственного и временного разрешения с поправкой на атмосферные эффекты. Ученым удалось выделить алгоритмы, на основании которых можно оценить площадь возгораний, а также по косвенным признакам определить силу пожара.

"Разработано множество алгоритмов и разнообразных коэффициентов - так называемых спектральных индексов, позволяющих по данным аэрокосмической съемки отличить территории, на которых когда-либо был пожар, от сохранившихся неизменными. Однако большинство из них хорошо применимы только для лесных территорий. Используя данные высокого разрешения спутника Landsat 8, мы подобрали такие спектральные индексы для территории Калмыкии и Центрального Казахстана", - поделилась Анна Шарапова, кандидат географических наук, научный сотрудник лаборатории экологической безопасности географического факультета МГУ имени Ломоносова.

Ученые анализировали аэрофотоснимки разных лет и выделяли участки, которые были подвергнуты пожарам. Они также использовали ресурсы, которые на основе детальных по температуре снимков показывали, что на территории был пожар.

"Для части выделенных пятен мы точно знали, что на них был пожар, так как уже несколько десятилетий работаем на этих территориях и следим с земли за состоянием экосистем", - сказала Анна Шарапова.

Ученым удалось с точностью в 98,5 процента определить территории, которые были охвачены пожаром после падения первой ступени ракеты "Союз". Площадь пожаров после ракеты "Протон", выявленная учеными с помощью аэрофотоснимков, совпала с реальными данными на 99,4 процента.

Алгоритмы, разработанные учеными, в будущем могут применяться для автоматического мониторинга пустынь и степей. Весной ученые проведут полевые работы на основных участках возгораний, чтобы сопоставить возраст пожара с актуальным состоянием растительности. Эти работы помогут изучить принцип самовосстановления затронутых пожаром экосистем.

"Прокормить 9 детей". 22 эмоциональных снимка с World Press Photo Contest