Сортировать по свежести или популярности
Tengrinews Tengrinews TV Победители Обещания Законы Казахстана

Археолог, удививший мир науки. Как Алькей Маргулан изучал историю древних кочевников

16 мая, 15:33

4
А.Х. Маргулан на раскопках мавзолея № 1 комплекса Бегазы. Фото ЦГА РК
А.Х. Маргулан на раскопках мавзолея № 1 комплекса Бегазы. Фото ЦГА РК

"Он - сын, рожденный на счастье
казахского народа, еще при жизни
ставший легендой"

Алькей Хаканович Маргулан родился 11 мая 1904 года в Баянауле близ озера Жасыбай в простой казахской семье. Его отец Хакан был известным знатоком народного творчества. В пять лет Алькей научился читать и писать. Благодаря прекрасной детской памяти, он наизусть знал эпосы: "Кобланды", "Алпамыс", "Коруглы", "Козы Корпеш и Баян сулу", "Мунлык-Зарлык".

Начальное образование Алькей получил в аульной школе. Учился в трехклассной русской школе, организованной аульным обществом в Баянауле. Поступив в 1919 году на учительские курсы в Павлодаре и окончив их в 1920 году, вернулся в родной аул учителем второй Далбинской школы Ι ступени в Баянаульском районе. В 1921–1925 годах юноша является слушателем Семипалатинского педагогического техникума.

В годы учебы в Семипалатинске Алькей сотрудничает с редакциями журнала "Таң" и газеты "Қазақ тілі". В 1925 году по окончании техникума по совету Мухтара Ауэзова Алькей Хаканович едет учиться в Ленинград, где поступает на литературный факультет Восточного института и одновременно слушает лекции на историко-филологическом факультете в Ленинградском университете.

Начало научной деятельности Маргулана можно отнести ко времени учебы в Ленинграде. Будучи студентом, он приобщился к научно-исследовательской работе. И тогда его интересовали материальные и духовные памятники  Казахстана. Он занимается сбором архивных материалов по истории и культуре казахского народа, литературной деятельностью – в его переводе казахский читатель познакомился с произведениями русских и зарубежных писателей.

В 1926-1927 годах молодой, энергичный студент, будущий ученый, участвует в Казахстанской и Алтайской экспедициях Особого комитета по исследованию союзных и автономных республик Академии наук СССР под руководством академика А.Е. Ферсмана и профессора С.И. Руденко. Это были начальные шаги в большую науку. Итогом его участия в работе экспедиции стала публикация первых научных статей, в которых он охарактеризовал этнические группы казахского народа.


А.Х. Маргулан. 20 марта 1969 г. © Центральный государственный архив Республики Казахстан 

В документах архива можно прочитать, что в 1929 году по окончании учебы в Институте и после защиты дипломной работы о творчестве Абая Алькей Хаканович работал в Комитете нового алфавита при Наркомпросе Казахской ССР. С 1931 по 1934 годы учился в аспирантуре Государственной академии истории материальной культуры в Ленинграде. Здесь он изучал восточные источники, специализировался по археологии и искусству Восточного Туркестана, принимал участие в работе археологических экспедиций, совмещая учебу с преподавательской работой в ленинградском Восточном институте. В 1936-1938 годах был стажером, научным сотрудником Института истории материальной культуры Академии наук СССР.

В связи с открытием в 1938 году Казахского филиала Академии наук (КазФАН) СССР в Алма-Ате он был приглашен на родину. И с этого времени ученый непрерывно работал в системе КазФАН СССР, позднее преобразованном в Академию наук Казахской ССР, заведуя секторами истории и археологии, отделами палеолита и этнографии Института истории, археологии и этнографии Академии наук Казахской ССР им. Ч.Ч. Валиханова. В документах служебной деятельности А.Х. Маргулана сохранилась копия постановления Совета Народных Комиссаров Казахской ССР от 7 декабря 1945 года "Об организации Академии наук Казахской ССР".

В документе об основных датах жизни и деятельности академика А.Х. Маргулана указывается, что в 1943 году он защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук на тему: "Историческое значение ярлыков и пайцзе", посвященную изучению памятников кыпчакской письменности, а через два года – итог его многолетних исследований – диссертацию на соискание ученой степени доктора филологических наук на тему: "Эпические сказания казахского народа".

"Перед А. Маргуланом стояли сложные задачи: привести в систему такие науки, как история, археология, этнография; организовать крупные экспедиции по исследованию исторических памятников, выпуск монографии по истории и литературе, воспитание молодежи, склонной к науке".

В 1946 году ему было присвоено звание члена-корреспондента, в 1958-м – избран академиком Академии наук Казахской ССР, а в 1960 – профессором.

А.Х. Маргулан – один из основателей археологической науки в нашей республике, по его инициативе был организован ряд археологических и этнографических экспедиций в самые глубинные районы казахских степей и пустынь.

В материалах к биобиблиографии ученого говорится о его большом вкладе в изучение городских цивилизаций Южного Казахстана. Им были обнаружены и изучены древние городские культуры в бассейнах рек Сырдарья, Талас и Шу.


А.Х. Маргулан на раскопках мавзолея № 1 комплекса Бегазы. Вход с коридором. 1963 г. © Центральный государственный архив Республики Казахстан 

Под руководством А.Х. Маргулана неустанно велись археологические изыскания древних культур эпохи бронзы и ранних кочевников на территории Центрального Казахстана. В свете отчета ученого о работе Центрально-Казахстанской экспедиции 1951 года Ученый совет Института истории, археологии и этнографии констатировал: "...Центрально-Казахстанской экспедицией проведена значительная работа по исследованию памятников эпохи раннего металла на территории Карагандинской области, примыкающей к пустыне Восточной Бетпак-Дала и северного Прибалхашья... Раскопками группы памятников вскрыт богатый материал, позволяющий судить об уровне развития производительных сил насельников Центрального Казахстана в период раннего металла, ... установить ведущую форму хозяйства, которая выражалась в пастушеском скотоводстве, крупном общественном разделении труда, земледелии, выработке руд и плавке металла (меди, олова, бронзы), ...раскопки дали значительный антропологический материал...", а также Ученый совет отметил, что Центральный Казахстан является одним из крупнейших очагов бронзовой культуры. Учитывая это обстоятельство, необходимо продолжение и более углубленное изучение бронзы Центрального Казахстана, проведение в ближайшие годы раскопок как могильников, так и поселений андроновцев.

В экспедициях были не только открытия и находки, но и тревоги и переживания за памятники культуры и их сохранность. В одном из писем Президиуму Академии наук Казахской ССР и в Институт истории, археологии и этнографии ученый пишет: "Глубокими археологическими разведками установлено, что в районе освоения целинных земель и новостроек подвергается разрушению и гибели большое количество историко-художественных памятников, имеющих большое научное значение. Это, прежде всего, каменные сооружения (менгиры, кромлехи, дольмены), великолепные гранитные стены (цисты), относящиеся к эпохе бронзы. Если не принять срочные меры к их исследованию, они исчезнут бесследно для науки…".

В личном архиве А.Х. Маргулана имеются материалы Центрально-Казахстанских археологических экспедиций Академии наук Казахской ССР, которые тоже переданы на государственное хранение. Эти документы рассказывают о памятниках Бегазы-Дандыбаевской культуры: некрополи, курганы, мавзолеи комплексов Айшрак Б, Аксу-Аюлы, Бегазы, Бесоба, Бугулы, Былкылдак, Дарат, Егизек, Курылыс, Ортау, Сангру, Шлым, Кобдик, Тагибай-Булак и др., менгиры, жертвенники, поселения: Атасуское, Бугулинские, Каркаралинские, Каратомар, Улытау, Шортанды-Булак, селище Жамантас, плотины в комплексах Алтын, Жаксы-Керегетас, Жетым-Шокы и др. Они состоят из планов комплексов и отдельных поселений, плавильных печей, планов и разрезов курганов и оград, жилищ и землянок, их рисунков до и после раскопа, рисунков находок из некрополей, мавзолеев и жилищ: каменные орудия горного дела, каменные, кремневые орудия, ювелирные молотки, бронзовые предметы, керамические, медные, кристаллические, костяные изделия, сосуды, их фрагменты и др., наскальные гравюры; фотографий объектов исследований.

В группу памятников культуры ранних кочевников входят такие комплексы, как Жаксы-Кызылтау, Канаттас, Улытау. В этой группе есть т.н. курганы "с усами" в местностях Аксай, Баспалдак, Джанайдар, Кара-Бие, Койтас, Сарысу, Тогузбай-Куль и др.

Среди материалов археологических экспедиций есть документы, свидетельствующие о памятниках тюркского периода (планы тюркских оград), Средневековья – это городища Улытау: Айбас-Дарасы, Домбагул, Жузбай-Куль и др. (планы каменных крепостных сооружений, укреплений, поселений и т.д.), а также о памятниках архитектуры доисламского периода: мавзолеи, уйтас, дингек и дынги, надгробные сооружения (планы и разрезы, рисунки и фотографии), памятниках архитектуры Казахстана (ΧΥΙΙΙ–ΧΙΧ вв.): мавзолеи, мазары, башни, надгробные сооружения, кумбезы (планы и разрезы, рисунки и фотографии).

На большом материале археологических исследований территории Центрального Казахстана были написаны и изданы монографии: "Древняя культура Центрального Казахстана" (в 1967 году удостоена премии Академии наук Казахской ССР имени Ч.Ч. Валиханова), "Бегазы-Дандыбаевская культура Центрального Казахстана" и "История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней" в пяти томах.

Еще до издания монографии "Бегазы-Дандыбаевская культура Центрального Казахстана" архитектор П.Н. Рагулин (Москва), участвовавший в Центрально-Казахстанских археологических экспедициях, поздравляя А.Х. Маргулана с избранием академиком Академии наук Казахской ССР, писал: "…В газетах сообщалось, что космонавты приземлились в районе Аркалыка и Тургайских степей, до которых мы добрались в экспедиции.

Разом встает целый ряд воспоминаний о неизвестном тогда еще Байконуре, Улу-Тау, реках Чу, Сары-Су, Кенгир, Кара-Кенгир и др., о всех приятных и опасных переживаниях… Поочередно встают те памятники, которые мы обследовали и обмеряли.

Примите дань моей благодарности и моего глубокого уважения и почтения.

Пожелаю скорейшим образом закончить огромный труд, причем уникальный труд – о всех экспедициях по Казахстану. Это очень и очень интересно. 28 марта 1978 г.".


А.Х. Маргулан на обследовании и обмерах Уйтаса Ибрайхана № 2. [1961] © Центральный государственный архив

Появление работы А.Х. Маргулана "Бегазы-Дандыбаевская культура Центрального Казахстана" стало большим событием в научной жизни республики. Этот труд снискал признание народа, которое с благодарностью звучит и в письмах к ученому: "Уважаемый Алькей Хаканович! Получил Вашу замечательную книгу "Бегазы-Дандыбаевская культура Центрального Казахстана", в которой раскрыли историческое развитие и культурный период древнейших племен нашего Казахстана…

От души желаю Вам крепкого здоровья, счастья Вашей семье, больших творческих успехов в работе и долгих лет жизни". К. Дюсембеков, Джезказганская область, Шетский район, 28 января 1980 г.;
"Құрметті Әлкей Хаканович! Сіздің "Бегазы-Дандыбаевская культура Центрального Казахстана" атты еңбегіңізді барлық Қазақстан жұртшылығы, ғылым, өнер сүйер барша халық сияқты Ұлытау өңірінің халқы үлкен қуанышпен, сүйіспеншілік сезіммен қарсы алды...

Қымбатты Әлкей Хаканович! Сізге ұзақ жылдар халық игілігіне жемісті еңбек етуіңізге тілектестік білдіреміз". М. Абаканов, Джезказганская область, Улытауский район, 28 марта 1980 г.

В документах архива указывается, что в 1940–1941 годах А. Маргуланом написано более 10 научных трудов – исследуются темы: наследие М. Жусупа, тюркские эпосы, среди которых эпос об Едиге и Орак-Мамае, Алишер Навои и казахская литература, Ч. Валиханов и история Средней Азии, А. Суворов, Ж. Жабаев и др. В 1941 г. совместно с К. Жумалиевым был составителем учебника "Казахская литература" для 8-го класса средней школы. В Центральной научной библиотеке Академии наук Республики Казахстан сохранилась рукопись неопубликованной статьи "Сырым-батыр" (1946), в которой дается оценка восстанию под руководством С. Датова как национально-освободительному. Выпущена книга "Из истории городов и строительного искусства Древнего Казахстана" (1950).

В 1955 году вернулся к теме Абая и Шокана и начал издавать сборники, в которые вошли легенды, археологические и этнографические сведения, исторический фольклор, материалы из архивных фондов. Результатом работы в этом направлении в 1958 году стало издание избранных трудов Чокана Валиханова. А.Х. Маргулан отредактировал найденные в архивах страны произведения Ч. Валиханова, выполнил всю черновую работу. В 1957–1967 гг. он возглавил академическое издание собрания сочинений Ч.Ч. Валиханова в пяти томах.

Были отклики: "Глубокоуважаемый и дорогой Алькей Хаканович, выражаю Вам мою искреннюю благодарность за прекрасный подарок, присланный мне Вами. Он будет служить мне обильным источником для моих штудий по Достоевскому. Издание прекрасное, строго научное, с очень ценным аппаратом и образцовой статьей, которая читается с неослабным интересом… Вы показали себя превосходным биографом, как, разумеется, и научным редактором. Желаю Вам полного успеха в Ваших дальнейших трудах!" [Л.] Гроссман, ученый, г. Москва, 19 ноября 1959 г.;

"Әлеке, Сізге құрметті сәлем! Сіздің бізді есіңізге алып, жіберген фотосуреттеріңіз үшін, Шоқан еңбегін әлемге танытқаныңызға біз Шоқан ұрпақтары Сізге мәңгілік құрметте екенімізді хабарлай, еңбегіңіз жана беруіне, ғұмырыңыз ұзақ, кішіпейілдігіңіз арта түсуіне тілектестік білдіреміз". Ж. Кулышев, Кокчетавская область, Володарский район, 2 марта 1971 г.

Продолжением многолетнего исследования наследия Чокана стала монография "Чокан и Манас". "В этой работе А.Х. Маргулан на основе сравнительного анализа различных вариантов киргизского эпоса "Манас" дает блестящий его анализ, а также показывает конкретный вклад Ч.Ч. Валиханова в его изучение. А данные, собранные об Абае, остались в виде статей и заметок...".

Ученый обследовал ранее неизученное обширное пространство, каким являлся Казахстан, по всем отраслям гуманитарных наук – написаны десятки статей по археологии, архитектуре, этнографии, фольклору: "Археологическое изучение Центрального Казахстана", "О конструкции жилища эпохи бронзы", "Этнографическое изучение Казахстана за 50 лет Советской власти", "Памятники древнего искусства Казахстана", о народных эпосах и т.д., необходимо отметить и воспоминания "Еңбек еткен өмір", где повествует о первой встрече и дружбе с М.О. Ауэзовым, годах учебы в Ленинграде, исследовательской работе по поиску документов о Ч.Ч. Валиханове, по экономике и истории, архитектуре и этнографии, о российских экспедициях в Казахстан в фондах Архива Академии наук СССР, Центрального государственного архива литературы и искусства СССР и др.

В соавторстве опубликован фундаментальный труд по истории средневековой архитектуры Казахстана, написаны крупные монографии "Культура Бегазы в Центральном Казахстане, ее истоки и завершающий этап", "Ежелгі жыр аңыздар".

В обращении к Президиуму Академии наук Казахской ССР от 10 мая 1956 года Алькей Хаканович пишет о необходимости составления и издания альбома казахского народного декоративного искусства (народного орнамента): "Прикладное искусство казахского народа – одно из выдающихся достижений его культурного прошлого. Возникшие на основе народного труда казахские орнаментальные мотивы развивались и накапливались веками. По обилию и многообразию форм они представляют собой богатейшие сокровища и наряду с монументальным эпосом составляют лучшее достояние трудового народа…

Мысль о составлении альбома народного декоративного искусства у меня возникла давно, еще в 1938 году мною был составлен проект издания такого альбома, который был представлен на рассмотрение бывшего Управления по делам искусств при Совете Министров КазССР.

С тех пор прошло много времени, а культурные запросы нашего народа стали гораздо шире, чем в 30-х годах, далеко шагнула и полиграфическая техника…

Альбому будет предпослано научное предисловие, он будет снабжен комментариями, дается толкование казахских орнаментальных мотивов и казахской искусствоведческой терминологии.

Мой сбор в настоящее время определяется в количестве 500 названий, из которых добрая половина относится к архитектурному орнаменту и стенной росписи. Эту коллекцию можно обогатить путем привлечения редких и весьма уникальных музейных экспонатов, хранящихся в разных музеях нашей страны. Сюда включаются сборы и редкие коллекции дореволюционных собирателей казахского орнамента…".

Этот труд по истории прикладного искусства был издан.

В биобиблиографическом материале упоминается о крупном исследовании "Культура и быт казахского колхозного аула", опубликованном под руководством академика и при его непосредственном участии.
Ученым опубликованы труды не только о прошлом казахского народа, он писал для детей и молодого поколения. Ему предоставлялось слово на страницах журналов "Балдырған", "Білім және еңбек", газет "Қазақстан пионері", "Лениншіл жас", "Қазақ әдебиеті", приглашался в редакции на обсуждение разных вопросов и к другим формам сотрудничества, на консультации киносъемок "аул-сказки" для "Песни великана" в цирк "Шапито".

Выступления Алькея Хакановича вызывали отклик в сердцах читателей и зрителей: "Құрметті Әлкей ағай! ...Мен сізді ең алғаш "Білім және еңбек" журналынан таныстым, сіздің үлкен тарихшы екеніңізді сонда білдім. Ал мен орта мектебінің 10 классында оқимын. Сізге хатты жазу себебім. Менімде сіз сияқты үлкен тарихшы, ғалым болгым келеді... Сіздей болу үшін не істеуім керек, қалай жаттықтыру керек? Сіз мектеп қабырғасында жүргенде өте жақсы оқыдыңыз ба?

Ағай, сіз өте бақытты адамсыз. Ал сізден сұрар ақылым осы". Р. Сейталинова, Талды-Курганская область;
"Құрметті ағай, саламатсыз ба! Мен Ташкенттегі университеттің тарих факультетіндегі археология бөлімінің ΙΙΙ курс студентімін. Міне Сіздің Отрар қаласы туралы жазған мақалаңызды "Білім және еңбек" журналынан оқып таныстым, сондықтан міне осы жазғы каникул кезінде осы Отрар қаласындағы болатын раскопкаға қатыспақшы едім, бірақ қай кезде басталады? Менің қатысуыма бола ма? Соны Сізден өтініш ретінде сұрап отырмын. Бұл қазу жұмыстары Сіздің басқаруыңызбен өте ме?". О. Молдагазыулы, г. Ташкент, 8 мая 1961 г.;

"Многоуважаемый Алкей Хаканович! Вчера по Казахскому телевидению удалось увидеть Вас на встрече со старшеклассниками. Весьма обрадован. Ваша беседа с ними настолько была насыщена информацией об истории Казахстана, что мне пришла мысль попросить Вас и редакцию Казахского телевидения организовать снова встречу с Вами, но только русских ребят. Такие беседы трудно переоценить – они архиполезны для воспитания у подрастающего поколения чувства любви и гордости к нашей Родине...".

А. Печерский, краевед, Джамбулская область, Мерке, 1 февраля 1982 г.

А.Х. Маргулан автор более 400 различных научных трудов.

В документах архива обнаружена такая запись, чт Маргулан первым сделал перевод "Ер Таргын" с казахского на русский язык. Только о Чокане Валиханове он написал более 50 статей. В творчестве Маргулан также занимался переводами: переводил с казахского на русский, с русского на казахский язык, владел арабским и киргизским языками. Будучи аспирантом, читал лекции на узбекском, казахском языках студентам ленинградского Восточного института.

Последней по времени написания была монография "Архитектура Центрального Казахстана". Маргулан был разносторонним ученым. Возглавляя многие годы отдел этнографии, он, воспитывая и обогащая глубокими знаниями, навыками исследовательского труда, подготовил не одно поколение ученых этнографов, археологов и историков.

Значительную научно-преподавательскую деятельность он успешно сочетал с огромной организаторской работой. Возглавлял в течение многих лет отдел этнографии, Координационный совет по этногенезу казахского народа, был членом Всемирного Географического общества, редколлегии нескольких изданий истории Казахской ССР, Ученого совета Института истории, археологии и этнографии Академии наук Казахской ССР, Специализированного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций и др.

Алькея Хакановича приглашали принять участие в дискуссиях по вопросам абаеведения, рассмотрении и оценке подлинности рукописей, для чтения лекций по археологии Казахстана и проведения консультаций с преподавателями, в работе конференций по историческому изучению систем земледелия, Всесоюзных тюркологических конференций, совещаний по вопросам координации научно-исследовательской работы в области археологии и др., по этногенезу туркменского народа, для проведения консультаций среди этнографов и археологов по вопросу общности казахского и каракалпакского народов и др.

Маргулан принимал активное участие в различных научных собраниях ведущих ученых мира. На Международном конгрессе ориенталистов выступил с докладом "Открытие новых памятников культуры эпохи бронзы Центрального Казахстана" и на ΥΙΙ и ΥΙΙΙ Международных конгрессах антропологических и этнографических наук – "Казахская юрта и ее убранство", "Казахское народное декоративное искусство".

К академику обращались с просьбами оппонировать диссертационные работы в Москве и Ленинграде, Новосибирске и Ташкенте, Фрунзе и Душанбе на темы: музыка и поэзия, литература и история. Им давались отзывы на докторские и кандидатские диссертации в области архитектуры и языка и литературы, физики и химии, рыбной промышленности и др.; по главе "Архитектура Средней Азии" учебника курса всеобщей истории архитектуры, по истории казахского искусства из программы курса "История искусства народов СССР", на работу по метеоритам, макет 1-го тома очерков по истории Киргизской ССР.

Ученого приглашали к участию в Историко-этнографическом атласе Средней Азии и Казахстана, сборниках: "Земли древнего орошения", научных трудов по Манасу (с новыми материалами, обнаруженными А.Х. Маргуланом) и др.

Он также занимался общественной деятельностью: был членом Экспертной комиссии по присуждению Премии имени Ч. Валиханова, активно участвовал в работе Общества охраны исторических памятников на территории Казахстана, входил в состав Научно-методического совета по охране памятников культуры Министерства культуры СССР, Редакционно-издательского совета по руководству подготовкой и изданием многотомного свода памятников культуры народов СССР, вел огромную популяризаторскую и пропагандистскую работу. Выступал с лекциями перед трудящимися республики, со статьями в периодической печати, на радио и телевидении.

Под его руководством защитило докторские и кандидатские диссертации свыше 50 человек.

А.Х. Маргулан награжден орденами В.И. Ленина, Трудового Красного Знамени и Дружбы народов, медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне. 1941–1945 гг.", "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина", грамотами Верховного Совета Казахской ССР, почетными грамотами Президиума Академии наук СССР и Казахской ССР, ЦК ЛКСМ Казахстана. В 1961 г. ему присвоено звание заслуженного деятеля науки Казахской ССР. Как один из ведущих авторов многотомной истории Алькей Хаканович в 1982 г. был удостоен Государственной премии Казахской ССР.
Алькей Хаканович Маргулан умер 12 января 1985 г. в Алматы.

Личный архив академика передан на государственное хранение его дочерью Данель Алькеевной Маргулан, вице-президентом Общественного фонда имени академика А.Х. Маргулана.

Д.А. Маргулан, научный сотрудник Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова, вице-президент Общественного фонда имени академика А.Х. Маргулана, З. Тлеубердина, сотрудник отдела по работе с архивами и историко-документальными коллекциями личного происхождения ЦГА РК

Показать комментарии 4
Спасибо Вам за то, что Вы:

Вежливы ко всем участникам обсуждений, независимо от их национальности, вероисповедания и политических взлядов.

Уважаете чужое мнение и воздерживаетесь от оскорблений.

По возможности проверяете правильность написания.

Мы рады, что Вы с нами.

У нас еще много интересного для Вас:
Если вы хотите обойтись без глютена

В предыдущих статьях мы представили общие характеристики распространенных на сегодня диет и подробно обсудили низкожировую, низкоуглеводную,

1
10-летняя алматинка обошла сверстников из стран СНГ в знаниях по математике

Математика учит точности мысли, подчинению логике доказательства, понятию строго обоснованной истины, а все это формирует личность, пожалуй,

16
Какие инструменты, родственные казахским народным, зазвучат на The Spirit of Tengri 2019

Такие музыкальные инструменты, как домбыра, дангыр, кобыз, часто являются спутниками казахского народа. Их звучание ласкает слух и успокаивает

0
Как таинственный взломщик удивил хозяев квартиры

Если вы пришли домой и обнаружили, что все не так, как было ранее, не пугайтесь. Может, это таинственный доброжелатель подготовил вам приятный

15
Подпишитесь

чтобы узнавать все новости первым.

Следите за нами

в социальных сетях:

Поиск по сайту

для быстрого доступа.