Подписывайтесь на канал Tengrinews.kz в WhatsApp
01 января 2020 04:12

Перечислены самые заметные достижения науки за десятилетие

Фото с сайта hi-news.ru Фото с сайта hi-news.ru

Научные события, ставшие эпохальными за последнюю декаду, вспомнили на портале nature.com, передает Tengrinews.kz со ссылкой на Hi-news.ru.

В статье отмечается, что развитие механизмов искусственного интеллекта (ИИ) стало одной из наиболее приоритетных задач второй декады XXI века. Так, именно в данном десятилетии ИИ научилось проявлять свою мощь и разрушительный потенциал, и, хотя подобная революция машинного обучения коснулась лишь немногих областей, например, материаловедения, медицины и квантовой физики, эксперты уверены, что большое количество работы, выполняемой в настоящее время людьми, может быть быстрее и проще выполнено неодушевленным ИИ.

Влияние информационной революции второй декады XXI века наиболее сильно ощущалось и в богатых данными областях исследований. Так, естественные науки смогли преобразовать изучение микробиома и генетического материала известных микроорганизмов, коренным образом повлияв на медицинское восприятие человечества. Перепрограммирование зрелых человеческих клеток в состояние стволовых также стало одной из основных целей человечества. Открытие способности к трансформированию данного вида клеток одновременно в несколько типов тканей открывает огромные перспективы для выращивания новых клеток практически любого сорта и назначения. Уже сегодня новейший метод применяется при лечении дегенерации нервной ткани или сетчатки глаз, хотя и требует дальнейшей разработки, пишет издание.

Несмотря на свою скандальность, в 2010-х годах была впервые применена технология CRISPR, направленная на редактирование человеческого генома. Если ранее все сходились на том, что ни один ученый не пойдет так далеко, чтобы решиться на изменение гена в зародышевой линии - яйцеклетке или даже эмбрионе, учитывая при этом все потенциальные опасности для любого полученного таким образом ребенка, то в ноябре 2018 года ситуация коренным образом изменилась. Так, китайский исследователь Хэ Цзянькуй объявил, что он использовал технологию CRISPR при редактировании гена у двух новорожденных девочек, которые были рождены в результате экстракорпорального оплодотворения, вызвав при этом всемирное осуждение.

"Что же, пожалуй, вопрос решения морально-этических проблем современной науки грозит стать одним из наиболее волнующих в грядущем новом десятилетии", - отмечается в статье.

Главные достижения физики второго десятилетия XXI века

Подтверждение нахождения в 2008 году знаменитого бозона Хиггса при помощи Большого Адронного Коллайдера в Женеве состоялось в 2012 году - начале второй декады уходящего десятилетия. Когда спустя четыре года исследователи объявили об обнаружении гравитационных волн, тем самым в очередной раз подтвердив теорию относительности Эйнштейна, человечеству удалось немного продвинуться вперед в поисках своего места во Вселенной. С появлением новых детекторов и мощной модернизации существующих приборов гравитационные волны теперь являются официально признанными явлениями, наряду с привычными электромагнитными частотами и радиоволнами.

Точно таким же образом ознаменовалось и создание первых квантовых компьютеров компаниями IBM и Google, которые, ко всему прочему, начали вести борьбу за первенство обретения наиболее мощных квантово-битных массивов. Исход подобной конкуренции двух гигантов современной цифровой индустрии мы сможем пронаблюдать уже в начале нового десятилетия, уверены в издании. В то время, как весь мир следит за новостями из США, Китай не стоит на месте, став первым в мире государством, которое применило квантовую телепортацию для безопасной передачи данных через спутник и волоконно-оптическую сеть на пути к созданию полноценного квантового интернета.

Борьба с климатическим кризисом

"Беспокоящие многих темпы глобального потепления наиболее ярко проявились именно в последнее десятилетие. Так, вторая половина десятилетия, начиная с 2015 года, оказалась самой теплой за последние пять лет, согласно данным Всемирной метеорологической организации. Подобные показатели означают, что 2020-е годы будут решающими для судьбы человечества. Если выбросы углекислого газа не будут резко сокращены к 2030 году, человечество рискует ступить на неопознанную территорию, которая включает возможность повсеместной потери антарктического льда и затопления огромного количества прибрежных регионов большинства континентов", - пишут в заключении авторы статьи.