Подписывайтесь на канал Tengrinews.kz в WhatsApp
16 февраля 2020 22:34

Обнаружен загадочный вирус, гены которого не имеют аналогов в природе

© bioRxiv © bioRxiv

Ученые из Бразилии и Франции обнаружили нового представителя группы гигантских вирусов, ДНК которого почти целиком состоит из генов, не имеющих аналогов в природе. Об этом говорится в статье, опубликованной в открытой онлайн-библиотеке препринтов bioRxiv, сообщает Naked Science.

Новый вирус получил название "яравирус" (Yaravirus) - в честь Яры, "матери вод" в мифологии южноамериканских племен тупи-гуарани. Он представлен двухцепочечной ДНК. Его длина составляет 44 900 пар оснований и содержит 74 кодирующих фрагмента.

Все известные гигантские вирусы являются паразитами амеб. Паразитирует на них и яравирус. Он довольно крупный, хотя великаном его не назовешь: размеры частиц составляют около 80 нанометров. Для сравнения, гигантские мимивирусы достигают 500 нанометров, пандоравирусы - 1000 нанометров.

Частицы яравируса и клетка амебы. © bioRxiv

Самым удивительным свойством яравируса оказалось то, что 68 его генов (больше 90 процентов) не находят аналогов ни у одного известного организма. Геном нового вируса практически целиком содержит "гены-сироты" (ORFan), не встречающиеся больше ни у одной группы организмов.

По информации ученых, лишь шесть рамок считывания во всей ДНК яравируса могут быть родственны известным генам гигантских вирусов. При этом три из них похожи на гены, белки-продукты которых остаются неизвестными. Наконец, в коде яравируса обнаруживаются шесть типов транспортных РНК, которые также не имеют других известных аналогов.

Гигантские вирусы были открыты лишь в XXI веке. Они достигают размеров, сравнимых с бактериальной клеткой.