Сегодня в колонке коворкинга MULTISPACE мы поговорим о двух цивилизациях-гигантах, о двух ценностях-гигантах и о двух гигантах автомобильной промышленности.
Сегодня в колонке коворкинга MULTISPACE мы поговорим о двух цивилизациях-гигантах, о двух ценностях-гигантах и о двух гигантах автомобильной промышленности.
Все мы знаем о разнице восточной и западной культур. О преданности Востока и индивидуализме Запада, о соблюдении традиций и новаторских подходах, которые легли в основу двух принципиально разных управленческих школ - Японской и Американской.
В чем их суть и различия?
Американцы знают цену индивидуальной ответственности, если риск в деле принесет хороший результат, американец обязательно рискнет и получит все, что можно получить. Японец же считает себя частью большого целостного "Я" - коллектива, и никогда не будет предпринимать действий, которые ставят под угрозу благополучие всех сотрудников.
Нигде больше вы не увидите такого количества молодых и даже юных директоров, начальников отдела, руководящих специалистов, как в Америке. Для человека западной формации, искрометное продвижение по службе является естественным, желанным результатом, в Японии же считают, что до руководящей должности нужно "дорасти" - набраться опыта, вникнуть в суть производственного процесса, знать каждый винтик и каждого сотрудника лично.
В Американской модели обучение и профессиональный рост происходят по такому принципу: сначала ты - специалист. Потом - очень классный специалист в своем деле, а затем - суперспециалист в одной области. В Японской же модели привыкли расти не ввысь, а вширь. Поменять местами начальника отдела кадров и начальника производственного отдела? Да не вопрос!
Очень интересными и яркими примерами реализации этих школ управления на практике являются американская компания Ford Motors и японская Toyota Motor Corporation.
1. "Сверху вниз" или "снизу вверх"?
В Ford Motors высшим руководством формируются ключевые идеи и стратегии развития, а затем старательно доносятся сначала руководителям подразделений и сотрудникам отделов, а затем и всем 55 тысячам людей, которые хоть как-то причастны к компании.
В Toyota принятие ключевых решений происходит после непосредственного общения топ-менеджмента с сотрудниками всех рангов. Высказывать свои идеи и мнения по поводу рабочего процесса, здесь не только похвально, но и обязательно.
2. Как становятся руководителями?
В Ford будущих руководителей обучают путем коучинга. Молодой специалист работает с опытным коллегой над одной и той же задачей в рамках обучающей программы executive partnership.
В Toyota становление руководителя - долгий поэтапный процесс от члена бригады производства до вице-президента компании. Кстати, в Японии даже создан особый "институт Toyota", где проводится обучение сотрудников.
3. Вместе навсегда?
Хоть текучка кадров в Ford и невелика, в том, чтобы перейти в другую компанию, ничего предосудительного нет, а вот в Toyota практикуется распространенная на Востоке система "пожизненного найма". Своих сотрудников компания подбирает еще во время их обучения в университете. Пришедшему на предприятие человеку, по истечении времени гарантирована хорошая должность. А вот перейти работать в другую компанию, или чего хуже, в компанию конкурента, для японцев настоящее предательство.
Ford Motors и Toyota Motor Corporation - "эталонные" образцы каждой из моделей управления. В Европе зачастую имеет место объединение этих двух подходов, хотя нередко в традициях компании преобладает тот или иной подход. Выбирая компанию-партнера или работодателя, непременно задумайтесь: совпадают ли ваши ценности?