Сортировать по свежести или популярности
Tengrinews Tengrinews TV Tengri FM Жұлдыз FM Победители Обещания Законы Казахстана
Сортировать по свежести или популярности

Марсианские пейзажи полуострова Мангышлак

25 июля 2014, 13:53

4
© frantsouzov.livejournal.com
© frantsouzov.livejournal.com

Полуостров Мангышлак находится на восточном побережье Каспийского моря. В июле-августе в степи температура может достигать 70 градусов. Российский путешественник Денис Французов недавно побывал в Мангистау и выложил фотоотчет о поездке в своем блоге в ЖЖ. Прогуляемся по марсианским пейзажам.

Двигаясь по направлению на Форт-Шевченко, мы заметили высокие башни на горе, которые не были отмечены у меня на карте. Из-за раскаленного воздуха казалось, что их стены "дрожат".

Понятное дело, любопытство взяло верх, и вот мы уже лезем по грунтовке на вершину хребта. Последняя часть пути от круглого здания до вершины представляет собой очень длинную лестницу со множеством ступенек.

Но ведь мы же на Дефендере! Включаем пониженную, блокируем центральный дифференциал - и поехали искать объезд! Уклон здесь и впрямь был очень сильный.

Наконец-то взобрались. На всякий случай кладу камень под колесо, чтобы машина не укатилась назад.

Много столетий назад на самой высокой точке горы Отпан казахи из рода адай разжигали огромный костер, пламя которого было видно за десятки километров.

Это было своего рода предупреждение: угроза внезапных набегов нередко исходила от соседних туркменских и каракалпакских племен.

Жители близлежащих аулов, завидев сигнал, спешно собирали нажитое добро, сгоняли скот и отходили в безопасное место.

Теперь на этой горе, что неподалеку от поселка Шетпе, вырос мемориальный комплекс Адай-Ата.
На фото - музей и историческая библиотека. Интересно только, зачем сделано так много лестниц, ведущих на крышу здания?

Просторы впечатляют! Именно за ними мы и ехали в эти края.

Оглядываемся во все стороны. Весьма нетипичный рельеф для Казахстана.

Адай-ата считается родоначальником адайцев. По преданию, он жил приблизительно в ХV веке. В память о его славных сыновьях, Келимберды и Кудайке, с двух сторон от главного мемориала построены башенки.

А нам пора ехать дальше. Попробуем добраться до вон того холма, на котором виднеются две точки. Обратите внимание на огромную асфальтированную площадку на перевале, размеры ее примерно 30х30 метров. Интересно, зачем она здесь?

Пирамидка и острые как бритва камни, которые ветер создавал тысячи лет. Наверняка они еще помнят костры на соседней горе.

Пирамидка, мечеть и Дэф для масштаба.

Едем по трассе, пугаем верблюдов.

Обожаю такие дороги!

Степь, асфальт волнами, отсутствие знаков и разметки... Всегда интересно узнать, куда же она нас приведет.

Сворачиваем на грунтовку. Судя по погоде, надвигается очередная буря.

Захоронение среди степи.

Нашли смотровую площадку.

Фотография не очень хорошо передает, но перед нами - резкий обрыв и бескрайние просторы вокруг. Когда-то здесь было Каспийское море, ну а мел на дальних склонах - кости его бывших обитателей...

Вновь встречаем кораблей пустыни. Эти подпустили к себе довольно близко.

Пересеклись с мотоциклистами, с которыми накануне коротали время в гостинице, ожидая, пока закончится песчаная буря. Им, конечно, вчера было непросто - песок высыпали даже из шлемов.

"Война миров". Судя по небу, сейчас что-то будет...

На горизонте несколько раз мелькали вспышки. А мы тем временем добрались до следующей точки.
Пещерная мечеть Шакпак-Ата представляет собой один из самых древних типов памятников культовой исламской архитектуры, имеющих прямые генетические связи с пещерными храмами древних религий: зороастризма (поклонения огню), индуизма, буддизма и раннего христианства.

У подножия мечети на склоне холма расположился древний некрополь. Он представляет собой обширное кладбище, начало образования которого датируется ранним средневековьем.

Азия... К такой красоте мне всегда хочется прикоснуться рукой, чтобы ощутить теплоту камня и линии резьбы на нем. Надеюсь, когда-нибудь мы все же доедем и до Узбекистана...

Не зря эти места стали почитать как святые, одна текстура стен чего стоит...

Руками человека в песчанике сделано несколько прямоугольных ниш, в одной из которых вроде бы захоронен сам святой Шакпак-Ата.

С деревьями в Казахстане, мягко говоря, напряженка. В этом путешествии мы несколько раз видели, что местные ставят высохшие стволы в подобных святых местах.

Судя по надписи - могила XVIII века, ну и еще один рассохшийся ствол рядом.

Вход в мечеть и окошко на втором этаже.

Рисунки и арабская вязь, выцарапанные на стенах. Среди надписей выделяется суфистское стихотворение, в котором говорится о бренности этого мира и кратковременности человеческой жизни. Оно было начертано, видимо, после окончания строительства мечети и оказалось важным источником для датировки памятника.

Когда глаза привыкают к мягкому освещению мечети, идущему из отверстия под куполом, начинают вырисовываться архитектурные детали окружающего интерьера. В плане храм крестообразный. Большой квадратный зал с куполом имеет выходы на четыре стороны, через арочные проемы с колоннами. Создается впечатление, что колонны поддерживают купол, хотя на самом деле они вытесаны из материковой породы и являются лишь декоративным продолжением стен.

Пройдем чуть дальше. Несколько ниш, вырубленных в стене.

В Шакпак-Ате археологи находили следы деятельности людей каменного и бронзового веков. Долгое время пещера использовалась огнепоклонниками, последователями одного из древнейших религиозных учений - зороастризма, пришедшего в эти места из Ирана. Удивительным образом в обычаях жителей Мангистау сохранились, наряду с исламскими, и традиции поклонения огню.

Паломники в специальном жертвеннике - шираке разжигают полоски ткани, пропитанные бараньим жиром, и обращают к огню свои молитвы. Взмахами рук богомольцы как будто зачерпывают пламя, плеская нагретый воздух себе в лицо. Местные служители культа называют себя ширакши.

Природа сама создала этот храм, а пришедшие сюда мастера-камнерезы только приспособили его для своих целей, придав окончательный облик. Здесь нет доведенных до полной симметрии и геометрического совершенства отточенных форм. Все сделано просто и естественно, сообразуясь с природными линиями. В этом и скрыта особая чарующая красота мечети Шакпак-Ата.

Поднявшись на самый верх, осматриваюсь с края обрыва. Перед некрополем - машина с местными, приехавшими посетить святыню.

Вокруг поверхность песчаника испещрена арабографичными надписями и рисунками лошадей. Бросаются в глаза изображения человеческих ладоней с растопыренными пальцами. Этот символ известен в наскальной живописи уже несколько тысячелетий. У древних такая ладонь служила оберегом, защищающим от сглаза и порчи.

Спускаемся по лестнице вниз...

И мы выдвигаемся дальше. Небо продолжало хмуриться, так что надо было найти укрытие от непогоды.

Показать комментарии 4
Спасибо Вам за то, что Вы:

Вежливы ко всем участникам обсуждений, независимо от их национальности, вероисповедания и политических взлядов.

Уважаете чужое мнение и воздерживаетесь от оскорблений.

По возможности проверяете правильность написания.

Мы рады, что Вы с нами.

У нас еще много интересного для Вас:
Почему вредно позволять себе поспать "еще 10 минуточек"

Вы смотрите прекрасный сон, и вдруг на самом интересном месте звенит будильник. Вы "на автомате" тянете руку, не открывая глаз, чтобы перевести

4 546
5 советских детских писателей, которых мы напрасно не перечитываем

Когда мы говорим о детских советских книгах, сразу вспоминаются Маршак, Чуковский, Олеша. Примерно один и тот же набор авторов,

4 770
15 "инопланетных" мест на Земле

Наша планета - настоящий кладезь сюрпризов. Мы думаем, что знаем о ней все, но порой нам встречаются такие места, попадая в которые,

10 1 684
Это было блестящее лечение, вот только пациента потеряли: искрометные мысли Эрнеста Хемингуэя

Этот бородач в свитере грубой вязки был не просто писателем. Он был спортсменом и путешественником, охотником и рыболовом, бузотером, выпивохой

9 1 256
Показать больше новостей
Подпишитесь

чтобы узнавать все новости первым.

Следите за нами

в социальных сетях:

Поиск по сайту

для быстрого доступа.