• facebook
  • twitter
  • telegram
  • whatsapp
поделились
© Asia-Plus
© Asia-Plus

Колыбель Средней Азии. О происхождении бесiк и как его делают без гвоздей и шурупов в Таджикистане

03 сентября 2018 18:27
Image
5

В Таджикистане ее называют гахвора, по-узбекски и по-кыргызски - бешик, а у нас говорят бесiк. Несмотря на разные названия, речь идет об одной и той же деревянной колыбели. Она у народов Средней Азии одна, и существует в кочевой цивилизации не первое тысячелетие. Сегодня TengriMIX предлагает вам узнать о происхождении этой детской кроватки и о том, в какой стране она является обязательным атрибутом каждого дома по сей день.

Когда именно появилась деревянная люлька-качалка - достоверно неизвестно. Самая древняя из найденных принадлежит эпохе тюркской династии караханидов, то есть примерно X-XI векам. Согласно же легенде, изложенной в книге "Салт-дәстүр сөйлейді" ("Традиции говорят"), бесік появился во времена правителя Мизам баба. Тот очень любил деревья и всю свою долгую жизнь - 150 лет - сажал и взращивал их. По преданию, из тех саженцев, что Мизам баб посадил, и появились густые леса в окрестностях Жетысу и Алтая. После смерти правителя китайцы, давно пытавшиеся захватить широкую Сарыарку, сожгли его сады. В это время его сын Айдахар находился далеко и не знал о случившемся. Ему об этом сообщил отец, явившись во сне. Вернувшись домой, он и вправду увидел сожженную землю. И лишь в некоторых местах остались искривленные ветви таволги. Их он, помолившись за усопшего, забрал с собой. Однажды ребенок Айдахара долго не мог успокоиться, надрывно плача несколько дней. Не выдержав детского плача, мужчина вышел из своего жилища и стал просить Всевышнего о помощи. Когда он вернулся, то увидел, что старец в белых одеяниях уложил малышку на ветки уцелевшей таволги и укачивал ее. Когда Айдахар приблизился, тот исчез. Он понял это как божий знак и соорудил люльку. Наверное, поэтому в народе таволга считается священным деревом и существуют поверья, что колыбель нельзя сжигать и дети, которые лежали в бесік, изготовленном из таволги, обладают богатырскими качествами.

А вот мастера Исмонджоновы из таджикского города Исфара делают колыбели из черной ивы. Это отличительная особенность их изделий. Стоит отметить, что если у современных казахов бесік популярен зачастую лишь в сельской местности, то у таджиков их гахвора - обязательный предмет быта буквально в каждой семье. Потому-то и ремесленников, изготавливающих люльки, в Таджикистане немало. Исмонджоновы - одни из самых известных. Оно и неудивительно, ведь это потомственные мастера.

По словам 81-летнего Самиджона Исмонджонова, он и его 5 сыновей в роду считаются четвертым поколением ремесленников, которые продолжают зарабатывать на жизнь таким трудом. Отличает их от всех остальных мастеров не только то, что их предки еще в XVII веке были известными гахворасозами, а еще и то, что они донесли уникальную технику сборки колыбели до наших дней: для сборки изделия мастера не применяют гвозди или шурупы, а узоры наносятся на изделие специальным старинным станком.

Как уже было отмечено выше, они делают колыбели из черной ивы и это еще одна их особенность. "Она не имеет запаха, мягкая в обработке, и гахвора из нее получается легкой", - рассказал сын семейства Мансурджон Исмонджонов. Изготовление гахворы, по его словам, дело трудоемкое. Вот почему всей семье в месяц с трудом удается сделать всего 5-6 колыбелей.

А вы своих детей укладывали в такую люльку?

По материалам: Asia-Plus

Подготовила: Нурлыайым Нурсаин




ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ
Изменение климата замедляет вращение Земли - исследование
СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ
Малышу, родившемуся с весом 394 грамма, устроили "выпускной" из отделения реанимации

Похожие новости

counter.yadro.ru