• facebook
  • twitter
  • telegram
  • whatsapp
поделились
© Shutterstock
© Shutterstock

Как нас характеризует выбор телешоу

26 октября 2018 07:09
Image
3

Скажи мне, что ты смотришь, и я скажу, кто ты: согласно одному из исследований, некоторые категории поклонников телешоу отличаются более высокими стандартами нравственности. Разбираемся вместе с обозревателем Big Think Аной Санду, что такое "этика заботы" и "этика справедливости", чем отличаются друг от друга поклонники информационных программ и любители художественных фильмов и сериалов и что нам дает возможность представлять себя на месте вымышленных персонажей.

Влияет ли ваш выбор ТВ-шоу на то, насколько вы добры по отношению к другим людям? Новое исследование рассматривает влияние различных телевизионных программ на моральное воображение людей и показывает, как разные типы зрителей размышляют о вопросах этики и морали.

Философ из США Ричард Рорти высказал предположение, что мы развиваемся не тогда, когда изучаем теории и усваиваем правила, а когда представляем себя на месте вымышленных литературных героев. Мы представляем себя в разных ситуациях, ставя себя на место других людей, перебираем разные сценарии и в результате становимся дружелюбнее к окружающим в реальной жизни. Но действует ли эта теория в отношении телешоу?

Разные уроки для разных зрителей

Исследователи разделили телевизионный контент на две группы: тот, в котором доминирует так называемая "этика справедливости", и тот, где преобладает "этика заботы".

В основе первой лежат строгие правила и принципы, вторая в большей степени связана с конкретными обстоятельствами и чувствами участников. Человек, сделавший выбор в пользу "этики заботы", склонен принимать правило "поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой" и применять его к каждой ситуации, с которой он сталкивается. При этом он больше уделяет внимания контексту событий, прежде чем дает им моральную оценку.

По данным исследования, документальные фильмы, выпуски новостей, информационные программы транслируют "этику справедливости", в то время как сериалы, драмы и другие истории с вымышленным сюжетом основываются на "этике заботы".

Телезрителей также можно разделить на три группы в зависимости от предпочтений: те, кто заинтересован в получении информации; любители развлечений и вымышленных миров; те, кто смотрит "все по чуть-чуть". Представители первой категории придерживаются самых строгих моральных принципов. Они оценивают каждое свое решение с точки зрения последствий для окружающих, всегда помнят о том, что у любого конфликта две стороны, и знают о сложности человеческой натуры.

Что касается морального содержания, "искатели информации", как правило, больше размышляют об "этике справедливости" относительно ситуаций, в которые вовлечены мужчины, в то время как любители художественных фильмов и развлекательных шоу склонны размышлять об "этике заботы" в историях с участием женских персонажей.

Представители третьей категории гораздо реже мыслят высокими категориями морали, зато наиболее подвержены воздействию женщин - агентов морали.

Удивительный парадокс: чем чаще мы видим на экране женщин - проводников морали, тем меньше мы размышляем о вопросах этики.

Другие интересные находки исследователей: представительницы прекрасного пола склонны рефлексировать больше, чем мужчины, и они лучше разбираются в людях (как и фанаты художественных произведений).

Разнообразие программ также играет свою роль. Чем больше передач, затрагивающих вопросы этики, мы смотрим, тем более активными поборниками нравственности мы становимся.

ТВ и "моральное воображение"

Трудно поверить, но, читая книги или занимаясь просмотром передач, мы оказываемся в привилегированном положении: мы наблюдаем за людьми, которые вступают в борьбу и оказываются в сложных ситуациях, и оцениваем их поведение. Сопереживая воображаемым персонажам и решая для себя, что они должны и не должны делать, мы экспериментируем со сложными моральными сценариями, избегая последствий этих экспериментов в реальной жизни.

Когда представители университета Erasmus (Нидерланды) Тони Крижнен и Марк Вербурд изучали разные виды морального содержания телевизионного контента, они исходили именно из такого взгляда на моральное воображение. Ученые составили выборку из пятисот телезрителей в возрасте от 12 до 98 лет и задали им вопросы о ТВ-предпочтениях и их взглядах на мораль. Крижнен и Вербурд расставили жанры в определенном порядке: от новостей и документалистики до ситкомов и драматических кинолент. Также они разделили телевизионный контент на две группы: к одной относились те шоу, которые отражают реальность, к другой те, в которых представлены воображаемые миры.

Эмпатия и познание в процессе размышлений о морали

Известные философы (среди них Ричард Рорти и Марта Нуссбаум) много писали о художественной литературе и о том, как глубокий эмоциональный опыт, который она нам дает, развивает в нас эмпатию и создает из нас лучшие версии себя самих. Однако в этом исследовании главная роль отводится фактору разума, а не чувств. Вспомним, что "искатели информации" склонны к рефлексии. Значит, когнитивный аспект важнее эмоционального.

Другой вывод: телешоу заставляют нас сопереживать героям меньше, чем литературные произведения. Влияние этих двух категорий контента также неодинаково. Вероятно, это происходит потому, что чтение требует больше времени и усилий. К тому же герои литературных произведений обычно обладают целостным и сложным для изучения характером.

Чтобы сделать вывод о различиях между чтением и просмотром шоу, нам нужно провести еще немало исследований. Но уже сейчас мы можем спросить себя: "Что я сейчас смотрю? Сделает ли меня лучше эта программа?"

Перевод: Моноклер




ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ
Китайский миллионер 20 лет скрывал богатство от сына
СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ
Как осенний листопад. Миграцию тысячи скатов засняли на видео

Похожие новости

counter.yadro.ru