Сортировать по свежести или популярности
Tengrinews Tengrinews TV Победители Обещания Законы Казахстана

Дороги жизни и смерти. Как секретный аэродром в СКО встречал перегонщиков ленд-лиза

27 августа, 19:54

11
Кадр из документального фильма "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой". Советские истребители перед вылетом на боевое задание. © РИА Новости
Кадр из документального фильма "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой". Советские истребители перед вылетом на боевое задание. © РИА Новости

TengriMIX уже рассказывал вам о маршрутах ленд-лиза - закона, согласно которому СССР получал от союзников антигитлеровской коалиции взаймы или в аренду военную технику, оружие, боеприпасы, снаряжение, стратегическое сырье и продовольствие. В основном грузы попадали в Союз посредством арктических конвоев, по трансиранскому и тихоокеанскому путям и воздушному мосту Аляска - Сибирь. О последнем мы писали особенно подробно, но сегодня вновь затрагиваем историю того маршрута. Как выяснилось, на трассе из Аляски через Берингов пролив до конечной базы в Красноярске было немало секретных аэродромов.

Город в Северо-Казахстанской области Тайынша (ранее поселок Тайнча) и близлежащие к нему села - Октябрьское, Большой Изюм и Многоцветное - были в числе тех важных пунктов, где происходила дозаправка боевых самолетов, пригнанных по ленд-лизу. Там же советские летчики осваивали американские истребители и бомбардировщики перед отправкой на фронт. Информация об аэродроме Тайнча появилась лишь благодаря рассказам участников войны.

Так, в книге "Военно-исторические исследования в Поволжье" 2005 года приводятся воспоминания Алексея Уранова, летавшего в 1943-1945 годах в составе 2-го авиационного полка перегонки самолетов:

"... Уже после начала поставок боевой авиационной техники союзниками по ленд-лизу стало ясно, что нужны специализированные подразделения - перегоночные полки. Приказ Ставки Верховного Главнокомандующего был подписан И. Сталиным в 1942 году. Участие в перегонке по этому приказу приравнивалось к боевым действиям. Наш 13-й авиаполк морской авиации, воевавший в Заполярье в составе особой морской авиационной группы (ОМАГ) Северного флота, прикрывающей с воздуха союзные конвои, был направлен на перегонку. Это было жизненно необходимо, так как совершенно новая для нас американская техника требовала особой подготовки.
В Красноярске находился главный перегоночный центр всей трассы. Маршрут перегонки по "АлСибу" был довольно сложным. Взлетев с красноярского аэродрома, мы брали курс на Новосибирск. На маршруте нас, перегонщиков, поджидали часто очень сложные погодные условия: зимой - морозы, низкая облачность, угроза обледенения, снегопады; летом - туманы, дым лесных пожаров, дожди, отклоняясь от курса, приходилось обходить грозовые фронты. В трескучие сибирские морозы особенно доставалось летчикам-истребителям, перегонявшим "Кобры". В тесной холодной кабине при многочасовом полете было очень трудно согреться, несмотря на теплую летную экипировку. В тяжелейших условиях трудился техсостав.

Нашим базовым перегоночным аэродромом морской авиации на трассе "АлСиба" был аэродром Тайнча в Северном Казахстане. Он был расположен в 100 километрах от города Петропавловска на железнодорожной магистрали Петропавловск - Караганда. На этом аэродроме, а также в окрестных поселках и селах с начала войны базировался 3-й Запасной авиаполк ВВС ВМФ, поэтому в достаточной степени имелась в наличии вся необходимая инфраструктура. Был основательно обустроен как сам аэродром, расположенный в ровной, как стол, казахстанской степи, так и все необходимые штабные, базовые и прочие гарнизонные службы, размещенные в зданиях поселка Новосухотино, в нескольких километрах от аэродрома. Личный состав всех трех эскадрилий нашего полка размещался в землянках, сооруженных в свое время прямо в центре поселка. "Гостиничный сервис" был, конечно, относительным, однако в суровые и ветреные казахстанские холода у нас было тепло, а это - главное. Имелась базовая радиостанция, выполняющая также роль приводной, медсанчасть с небольшим стационаром, прочие службы.

Функционировал сельский клуб. При почти беспрерывных полетах, согласно имевшемуся жесткому графику поставки на фронт максимального количества самолетов, краткосрочные часы отдыха были просто необходимы. К тому же молодость брала свое. Клуб поэтому и оказался тем центром, вокруг которого была активно задействована полковая самодеятельность. В нашем дружном, многонациональном полковом братстве были свои певцы, музыканты, артисты, плясуны, поэты, чтецы-декламаторы. Почти ежедневно шли кинофильмы. Особой популярностью, безусловно, пользовались танцы. Наша полковая молодежь, конечно же, исповедовала активный отдых, молодая энергия требовала выхода, ведь многие из нас пребывали еще в двадцатилетнем возрасте, - местные партнерши шли нарасхват!

Полковой драматический кружок, привлекший в свою среду жен офицеров, порадовал гарнизон постановкой одной из лучших драм "российского Шекспира" - А. Островского - "Без вины виноватые". Скажем прямо, заявка была очень серьезной, но труппа не подкачала - все прошло гладко! Я, как полковой художник, был привлечен в этот коллектив гримером. Спектакль имел шумный успех, близкий к фурору, побывал на гастролях, как в окрестных поселках, так даже и в соседнем городе Кокчетаве. Нашим признанным полковым поэтом, штурманом, старшим лейтенантом Кронидом Обойщиковым об этих днях была создана даже целая шуточная "перегоночная" поэма:

Похудевший, спички тоньше,
Уложив в мешок харчи,
Собирался перегонщик
На работу из Тайнчи.
Нет, его не провожала
Ни семья, и ни жена,
Лишь дорогу освещала
Казахстанская луна.

Так уже повелось в полку, что шутки, летные байки, дружеские розыгрыши и "подначки" всегда были в ходу, котировались очень высоко, скрашивая будни, помогали снимать накопившиеся психологические нагрузки, вызванные беспрерывными полетами. В августе 1944 года приказом командующего ВВС ВМФ, генерала-полковника авиации С.Ф. Жаворонкова из нашего перегоночного полка были направлены на фронт 5 экипажей для усиления вновь сформированного на Балтике 51-го минно-торпедного авиаполка...

... Уже в конце войны, в 1945 году, мне довелось побывать на двух американских бомбардировщиках В-29 "Суперфортресс" - "летающих крепостях", которые тоже садились на дозаправку на наш базовый перегоночный аэродром Тайнча..."

Подготовила: Нурлыайым Нурсаин

Дороги жизни и смерти

Дороги жизни и смерти. Часть 2

Показать комментарии 11
Спасибо Вам за то, что Вы:

Вежливы ко всем участникам обсуждений, независимо от их национальности, вероисповедания и политических взлядов.

Уважаете чужое мнение и воздерживаетесь от оскорблений.

По возможности проверяете правильность написания.

Мы рады, что Вы с нами.

У нас еще много интересного для Вас:
Могилу таинственного батыра обнаружили в СКО

В истории нашего народа немало имен батыров, самоотверженно сражавшихся за Родину, влияя на ее будущее. К сожалению, информация о многих из

1
Прохожие спасли выпавшего из окна ребенка, переломав себе руки

В Астане мужчина поймал ребенка, сорвавшегося с 10-го этажа. Этот случай - настоящее чудо. В Китае произошла похожая удивительная история -

10
Новорожденный ребенок пережил семь укусов опаснейшего скорпиона

Зачастую своевременная медицинская помощь творит, казалось бы, невозможное. Так, в Бразилии девочка, которой было всего три дня от роду, осталась

14
Впервые из стволовых клеток создана сердечная мышца

Ученые Вюрцбургского универститета (Германия) впервые добились обнадеживающих результатов при создании бьющихся клеток миокарда из специально

0
Показать больше новостей
Подпишитесь

чтобы узнавать все новости первым.

Следите за нами

в социальных сетях:

Поиск по сайту

для быстрого доступа.