Сортировать по свежести или популярности
Tengrinews Tengrinews TV Победители Обещания Законы Казахстана

"Беру управление на себя". Когда у самолетов отказывали приборы

12 ноября 2018, 13:40

5
© Pixabay
© Pixabay

11 ноября у самолета Embraer 190 авиакомпании Air Astana, выполнявшего перегоночный рейс из Португалии в Казахстан, произошел отказ сразу нескольких систем управления. Борт начал выписывать круги по непредсказуемой траектории и с перепадами высоты. При этом его скорость и высота хаотично менялись. Экипаж с огромным трудом удерживал судно в воздухе и с третьей попытки, в сопровождении двух истребителей, прилетевших на помощь, сумел посадить самолет в городе Бежа недалеко от португальской столицы. Это большая удача и невероятное мужество пилотов, что все завершилось благополучно. TengriMIX вспомнил другие случаи, когда у самолетов отказывали навигационные приборы, но экипаж справлялся с непредвиденными обстоятельствами.

Осенью 2010 года совершил вынужденную посадку лайнер Ту-154 с 72 пассажирами и 9 членами экипажа на борту. Он выполнял рейс из Якутска в Москву. Когда самолет находился на высоте 10 тысяч метров над тайгой, отключилось электричество, от чего отказали навигационные приборы и радиосвязь. Судно приземлилось на недействующем аэродроме села Ижма в Республике Коми, где взлетная полоса была вдвое короче, чем требуется для самолета такого типа. Несмотря на это, не пострадал ни один человек.


© Aftershock.news

В том же году в США семейная пара пролетела 129 километров, а затем у небольшого одномоторного самолета отказали все навигационные приборы и средства связи. Учитывая, что полет проходил ночью, супруги оказались полностью "ослеплены". На руках у них были только планшеты, которыми они воспользовались, чтобы добраться до ближайшего аэропорта и совершить посадку: им пригодились приложения, способные определять скорость и высоту. Пара не могла сообщить диспетчерам о своем приближении и рисковала столкнуться с другим воздушным судном. Кроме того, у самолета отказали шасси, поэтому он приземлился прямо на нижнюю часть фюзеляжа, выпуская всполохи искр. К огромному счастью, судно посадили и никто не отказал.

В далеком 2004 году, когда планшеты были не так популярны, летчик аварийно посадил самолет Су-25 при выполнении учебно-тренировочного полета в Северо-Кавказском округе. Во время набора высоты у судна отказали два генератора постоянного тока, а также вышли из строя все пилотажные и навигационные приборы. Летчик перешел на пилотирование по дублирующим приборам, однако спустя несколько секунд у машины отказал левый двигатель. После того как пилот попытался повторно его запустить, разрядились бортовые аккумуляторы. Словом, машина оказалась полностью обесточенной, пропала радиосвязь с руководителем полетов. Согласно правилам, в сложившейся ситуации летчик должен был катапультироваться. Однако вместо этого он сумел выйти к своему аэродрому и посадить судно без навигационных приборов.

В мае 2013 года следовавший по маршруту Анталья - Алматы пассажирский самолет Боинг-737-800 также из-за отказа навигационных приборов был вынужден совершить посадку. На борту лайнера находились 156 пассажиров и 8 членов экипажа. И, несмотря на тяжелые условия, самолет благополучно сел в аэропорту Шымкента.

Дело в том, что в таких ситуациях большое значение может сыграть человеческий фактор. Любая ошибка пилота может сыграть свою роль в исходе. Так, история знает трагичные случаи. Например, в марте 1976 года погибло 111 человек, летевших самолетом Ил-18 компании "Аэрофлот" из Москвы в Ереван. Во время полета по маршруту на высоте 8 тысяч метров отказали все энергосистемы, и после нескольких маневров судно потеряло управление и рухнуло. Причиной катастрофы стал не только отказ техники, но и то, что при подготовке ко взлету экипаж нарушил схему включения авиагоризонтов, а когда отказала часть приборов, летчики не использовали возможности оставшихся.

Тремя годами ранее, в 1973 году, произошла другая трагедия - под Москвой погибли 122 человека. Борт Ту-104 летел из Кутаиси и заходил на посадку в аэропорт Домодедово. Во время выполнения поворота у самолета отказали пилотажно-навигационные приборы. Находясь в темноте в облаках, экипаж не мог определить свое положение и врезался в землю. Однако отказ приборов не мог произойти сам по себе. Дело в том, что на борту находились 8 незаконных пассажиров, и кто-то из них мог случайно задеть переключатель в кабине.

Однако при правильном реагировании пилотов даже в самых тяжелых условиях все может завершиться удачно. Вспомнить хотя бы, как в январе 2009 года в Нью-Йорке Аэробус-320 столкнулся на взлете со стаей птиц, из-за чего у него отказали оба двигателя. Пилотам удалось развернуть на юг лайнер, взлетавший на север, спланировать над рекой Гудзон, не задев мост Джорджа Вашингтона, и приводнить лайнер, не разрушив тяжелый заправленный самолет. Все 155 человек, находившиеся на борту, выжили.


© Reuters


© Reuters

Или вспомнить случай, когда самолет приземлился в аэропорту Астаны без переднего шасси два года назад. Пилот Дмитрий Родин сделал заднюю центровку самолета и посадил его на полосу, которую сотрудники аэропорта покрыли пеной. 30 метров самолет проехал на "носу", но у машины минимальные повреждения и, самое главное, никто из пассажиров не пострадал.

Подготовила: Нурлыайым Нурсаин

Показать комментарии 5
Спасибо Вам за то, что Вы:

Вежливы ко всем участникам обсуждений, независимо от их национальности, вероисповедания и политических взлядов.

Уважаете чужое мнение и воздерживаетесь от оскорблений.

По возможности проверяете правильность написания.

Мы рады, что Вы с нами.

У нас еще много интересного для Вас:
"Я пропитана казахскими традициями". Кореянка 20 лет рисует картины в национальном стиле

Свято чтить и соблюдать традиции земли, на которой родился и вырос, - достойно уважения. А если при этом любовь к родине передают через искусство,

27
Приемный сын отблагодарил родителей, вытащив их из нищеты

Близок тот, кто приложил максимум усилий для твоего счастья, даже когда это казалось невозможным. TengriMIX расскажет, как приемный сын из бедной

46
В тающем леднике Тибета нашли древние вирусы

В одном из ледников Тибета возрастом более 15 тысяч лет ученые нашли неизвестные новые вирусы. TengriMIX со ссылкой на Science

14
"Люди холмов и люди долин". В Испании открыли неизвестную страницу истории человечества

Ученые сделали открытие, проливающее новый свет на историю человечества, изучив древние гробницы в Испании. Изначально считалось, что захоронения

2
Подпишитесь

чтобы узнавать все новости первым.

Следите за нами

в социальных сетях:

Поиск по сайту

для быстрого доступа.