Tengrinews Tengrinews TV Tengri FM Жұлдыз FM Победители Обещания Законы Казахстана

Антикитерский механизм оказался старше, чем считали ранее

10 декабря 2014, 08:20

Антикитерский механизм был обнаружен в 1901 году на борту древнего судна. © qwrt.ru

Аргентинские ученые завершили исследование Антикитерского механизма - самого старого вычислительного устройства в мире. Установлено, что он был создан не позднее 205 года до нашей эры - на сто лет раньше, чем считалось ранее. Механизм (на фото) был обнаружен в начале XX века на затонувшем древнеримском корабле вблизи греческого острова Андикитира. Он использовался для вычисления времени затмений, расчета движения планет и отмечал время наступления очередных Олимпийских игр.

Группа исследователей из Национального университета Кильмеса (Аргентина) под руководством доктора Джона Маркова выяснила, что календарь предсказаний на задней части устройства включает в себя информацию о солнечном затмении 12 мая 205 года до нашей эры, которая изложена как сообщение о предстоящем событии. Это позволяет утверждать, что предыдущий радиоуглеродный анализ, датировавший создание механизма 100-150 годами до нашей эры, был недостаточно точен. Также аргентинские археологи утверждают, что разработчики Антикитерского механизма пользовались вавилонской, а не древнегреческой системой исчисления.

Ученые сообщили, что изначально бронзовый механизм был встроен в деревянную раму, на которой содержалась инструкция по его использованию. На лицевой части располагался диск с древнеегипетским календарем и древнегреческими знаками зодиака. Сзади располагались две шкалы с информацией о лунных циклах и затмениях. Вычисления производились с помощью рычага. В устройство можно ввести начальную информацию о движении Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна (всех известных в то время планет), а также местоположение и фазы Луны. После этого расчеты положения планет относительно друг друга будут механизированы, нужна лишь мускульная сила для передвижения дисков.

Цикл работы Антикитерского механизма был рассчитан примерно на 19 лет (сарос или драконический период - время, за которое затмения Солнца и Луны повторяются в прежнем порядке). Высказываются догадки, что к его разработке был причастен Архимед, поскольку надписи на устройстве сделаны на диалекте, характерном для Коринфа и Сиракуз - родного города древнегреческого изобретателя. Вместе с тем, Архимед погиб в 212 году до нашей эры, а корабль с механизмом затонул между 85 и 60 годами до нашей эры. Александр Джонс, один из ведущих специалистов по истории античной математики, в комментарии для New York Times предположил, что механизм был создан на острове Родос, где существовали развитые технологии.

Антикитерский механизм является одним из самых совершенных технических устройств античного мира. По оценке астронома Майкла Эдмундса, работающего в Кардиффском университете, ничего более сложного во всем мире не создавалось еще тысячу лет.