поделились
©Pixabay

Ученые определили бактерии, влияющие на полноту и стройность человека

11 февраля 2019 07:25
Image

В кишечнике человека обитает порядка ста триллионов микроорганизмов, что в 10 раз больше, чем клеток во всем организме человека, и их суммарный вес составляет 1,5-3 килограмма. Сейчас кишечную микрофлору в совокупности с ее суммарным геномом принято называть микробиомом, и она играет в здоровье человека крайне важную роль. Для нормальной микрофлоры кишечника характерно определенное сочетание различных микроорганизмов, как полезных, так и условно-патогенных. Ученые выяснили, что видовой состав кишечного микробиома влияет на обмен веществ и накопление энергии в организме человека, хотя сведения в этой области достаточно противоречивы.

Американские биологи Медицинской школы при университете штата Мэриленд в городе Балтимор в ходе исследования выделили 26 видов бактерий в микробиоме кишечника человека, связанных с такими признаками ожирения, как повышенный индекс массы тела, высокое содержание триглицеридов, холестерина и глюкозы в крови. В журнале Nature были опубликованы две статьи о том, что ожирение, развитие диабета и воспалительных процессов связаны с низким видовым разнообразием бактерий, населяющих кишечник человека. Ученые Национального института агрономических исследований (Франция) и парижского Института здоровья и медицинских исследований в своих работах выявили, что низкое разнообразие бактерий в кишечнике у индивидуумов увеличивает у них риск развития ожирения, воспалительных процессов по сравнению с теми, чей микробиом более разнообразен. Вторая работа, подтвердив заключение коллег, определила влияние диеты на разнообразие микробиома: продукты, богатые клетчаткой, например, фрукты и овощи, способствуют увеличению количества "полезных" бактерий кишечника.

Журнал Science опубликовал работу, в которой говорится о том, что у стройных и тучных животных разный состав кишечной микрофлоры. Ферментные системы микрофлоры стройных особей усиленно расщепляют полисахариды, в том числе плохо усваиваемые крахмалы, что способствует уменьшению массы тела и жировых отложений, тогда как микрофлора тучных поддерживает биохимические пути, приводящие к ожирению. Однако такой эффект микрофлоры зависит от рациона. Исследователи провели опыты на мышах, разработав для них диеты "человеческой пищи", которые разделили на здоровое питание (много овощей и фруктов, нежирное мясо, растительное масло, то есть много пищевых волокон и мало насыщенных жиров) и рацион с малым количеством клетчатки, зато с избытком насыщенных жиров. Мыши получали эти компоненты в виде стерильных сухих гранул. В результате, даже при введении тучным мышам микробиома стройных, в кишечнике толстых мышей, получавших жирную еду, "стройнящие" микроорганизмы не приживались. При анализе бактериального генома (микробиома) у мышей, страдающих ожирением, было выявлено резкое снижение в кишечнике доли бактерий определенной группы (Bacteroidetes) по сравнению с обычными мышами, тогда как доля бактерий из другой группы (Firmicutes) была, напротив, повышена.

Подобные изменения были выявлены и у людей. Так, при обследовании 12 пациентов с ожирением было обнаружено, что в их кишечнике меньше Bacteroidetes и больше Firmicutes по сравнению с контрольной группой стройных людей. Впоследствии пациенты соблюдали низкокалорийную диету с ограничением жиров и простых углеводов, а исследователи в течение года следили за изменениями их кишечной микрофлоры. Как выяснилось, соблюдение диеты приводит к значительному снижению численности Firmicutes и росту численности Bacteroidetes. Следует отметить, что эти изменения сопровождались снижением массы тела.

Как показали исследования, можно с уверенностью утверждать, что рацион питания, богатый клетчаткой, состоящий из натуральных цельных продуктов (сырых овощей, фруктов, бобовых, круп) подпитывает именно полезные бактерии, благодаря которым кишечник может отлично выполнять свои функции. Если же вы предпочитаете простые легкоусвояемые (быстрые) углеводы и насыщенные вредные жиры, то в вашем кишечнике наступит рай для "зловредных" патогенных бактерий, из-за которых может развиться ожирение и другие заболевания.

Следует также помнить о том, что искусственные химические консерванты (бензоат натрия и др.) не только препятствуют порче продуктов, но и угнетают кишечную микрофлору. Это еще одна веская причина резко ограничить употребление технологически переработанных ненатуральных продуктов питания со всевозможными химическими добавками.

Материал подготовлен профессором медицины Алмазом Шарманом.
Другие полезные статьи о здоровье и предупреждении болезней читайте на сайте www.zdrav.kz.

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ