• facebook
  • twitter
  • telegram
  • whatsapp
поделились
Работа, выполненная в технике исекатагами. Фото Владимира Дмитриева.
Работа, выполненная в технике исекатагами. Фото Владимира Дмитриева.

Как казахстанцы освоили японское искусство

12 октября 2016 11:01
Image
2

Культура Страны восходящего солнца - весьма своеобразное явление, некая утонченная экзотика. В своем искусстве японцы ювелирно сочетают традиции и современность, создавая не только визуальное наслаждение от прекасного, но и бесконечный дзен. Сегодня TengriMIX хочет рассказать о декоративно-прикладном искусстве Японии, которое нашло поклонников в Казахстане.

В камерной галерее "Вернисаж" в Алматы стартовала выставка работ, выполненных в японских техниках исекатагами и тэмари.

Начнем, пожалуй, с этих ярких шариков, которые называются тэмари, или "мячами принцессы".

Давным-давно бережливые японские бабушки и мамы нашли применение старым изношенным кимоно. Они стали делать из них мячики для детей. В VIII веке китайские мячики завезли в Японию, где и началась история "мяча принцессы". Поначалу тряпичным мячам нашли вполне заурядное применение: ими играли, используя как некое подобие футбольного мяча. Игра называлась кемари, что означало "ножной мяч". Знать играла дорогими мячами из оленьей кожи. Прекрасные представительницы японской аристократии стали играть с мячом руками, переименовав его в тэмари. Но разве пристало приличным дамам играть обыкновенным, пусть даже и кожаным мячом? Так мячи стали украшаться вышивкой из шелковых ниток.

Как и любой новый вид рукоделия, изготовление расшитых шаров начало стремительно развиваться и усовершенствоваться. Узоры усложнялись и вышивались не только шелковыми, но и золотыми нитями. Японские аристократки начали дарить друг другу искусно вышитые тэмари, мерцающие нити которых воплощали символы богатства и счастливой жизни. Когда богатые девушки выходили замуж, они брали с собой тэмари в качестве амулета и напоминания об отчем доме. В 19 веке шелковые нити стали доступны и низшим слоям населения. Искусство аристократов стало достоянием простого народа. Секреты искусной вышивки начали передаваться из поколения в поколение. Тэмари стало национальным искусством.

65-летняя Дильнар Абдукаримова увлеклась искусством тэмари около 5 лет назад. Она сама научилась вышивать шары по интернету. Раньше Дильнар Алимжановна занималась научной деятельностью и, выйдя на пенсию, нашла в этом занятии отдушину. Сегодня она дает уроки в японском доме творчества "Ичикава" по тэмари. 

"Тэмари - оригинальный, хороший подарок, потому что в каждый шарик вкладывается теплая мысль, добрые пожелания. Если в шарике есть блестящие нити, то это пожелание богатой, успешной жизни", - рассказала нам Дильнар Алимжановна.

Помимо тэмари, она также увлекается исекатагами.

"Исекатагами - древнее искусство. Оно появилось примерно в 700 годах нашей эры в Японии. И даже на родине не везде изготавливают работы по исекатагами. Есть только две провинции, которые непосредственно этим занимаются", - поделилась с нами руководитель японского дома "Ичикаво" Лариса Тян. 

Описать в двух словах красоту исекатагами не получится. Это надо видеть! Но если все же попытаться, то исекатагами - это искусство вырезания из бумаги. На специальной бумаге создаются невероятные узоры и трафареты, которые поражают тонкостью исполнения и красотой. Традиционно эти трафареты использовали для нанесения узоров на ткань для кимоно. В последующем это получило значительную популяризацию. И от кимоно рисунок перенесся на предметы интерьера и вообще на все, на что можно его наносить. Со временем рисунок стали наносить на специальную бумагу - так появились картины. В этом жанре исекатагами продолжает существовать уже в современном мире.

Бумага для исекатагми, как и ножи, особенная - все привезено специально из Японии. Найти аналог в нашей стране у тех, кто уже полюбил этот вид творчества, пока не получается. По их признанию, даже самые острые ножи, изготовленные здесь, не могут сравниться с привезенными из Страны восходящего солнца.

Традиционный для Японии цвет картин из рисовой бумаги - коричневый. Это связано с тпривычным японским интерьером, где преобладают цвета "под дерево". Современные же художники выбирают и другие расцветки: красную, черную, зеленую бумагу.

На родине искусства профессионалами исекатагами считаются мужчины. У нас же в Казахстане занимаются этим, как правило, женщины и, в основном, преклонного возраста.

Галина Паршина, профессор в ВУЗе и доктор биологических наук, увлеклась искусством исекатагми пару лет назад и сейчас создает сложные в исполнении работы. 

"Японское искусство - такое лаконичное. Один жест, одно слово, любая птичка или другое животное - все наполненно смыслом. Наша выставка называется "Осень - очей очарование!", и это не случайно. Во-первых, она проводится в прекрасное время года, воспетое поэтами. Во-вторых, мы, авторы, открыли для себя это творчество в возрасте, которое называют осенью жизни. Или возрастом счастья, потому что счастье - это заниматься тем, что тебе нравится, и общаться с теми людьми, которые по душе", - рассказала Галина Николаевна. 

Другой автор - Ирина Хан - тоже профессор и доктор наук. Ей 63 года. Искусство исекатагами увлекло ее 3 года назад. Сюжеты Ирина Гурьевна выбирает особенные.

"Мне нравятся японские пейзажи - деревенские мотивы, бытийная философия человеческого существования". - рассказала профессор.

Все свободное время Ирина Гурьевна посвящает своему хобби. Она считает, что людям умственного труда, порой так не хватает работы руками. А исекатагами - это не только работа руками, тут задействуются мышление и, самое главное - сердце.

 

Автор: Нурлыайым Нурсаин

Фото: Владимир Дмитриев




ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ
Раскрыта главная опасность для здоровья офисных сотрудников
СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ
Дорога в рай

Похожие новости

counter.yadro.ru