Подписывайтесь на канал Tengrinews.kz в WhatsApp
26 ноября 2019 08:14

"Мы - отверженные". Как жители пригорода Алматы добираются до работы и обратно 5 часов в день

Алихан Сариев Фотокорреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото Алихана Сариева Фото Алихана Сариева


"Назовите материал "Отверженные", - с грустной улыбкой говорит нам героиня этой истории Анна Ладыженская. Женщина живет в пригороде Алматы - Талгаре, расположенном в 27 километрах от мегаполиса. А работает в Алматы. Чтобы быть вовремя на работе, зимой она выходит из дома в 6:30, а приезжает иной раз в 21:00. 4-5 часов на дорогу в день.

Журналисты Tengrinews.kz Ольга Пастухова и Алихан Сариев проделали путь до работы и обратно вместе с жительницей Талгара. К слову, мы сели в машину в 5 утра, на трассу выскочили в 5:30, а на место прибыли в 06:00. Получается, по пустым дорогам - полчаса.

"До Каскелена, 200". Когда жизнь - вечная пробка, а электрички все нет

С 6 до 7 часов утра вторника, 19 ноября, мы наблюдаем, как просыпаются и собираются на работу жители многоквартирного дома в центре Талгара. Здесь вместе с мужем живет героиня нашего фоторепортажа Анна Ладыженская. Женщина работает главным бухгалтером в крупной алматинской компании.

Светает.

В 6:55 к нам выходит Анна. Поймать авто "с руки" прямо возле дома не получится, машины идут только в противоположном направлении. Неподалеку стоянка таксистов, курсирующих по Талгару. Такса - 200 тенге.

Доехать до Алматы на попутке - тоже 200 тенге. Но при этом на заднем сиденье будет трое пассажиров. И еще один - впереди.

Анна поймала машину, где переднее сиденье уже занято. Поэтому мы втроем садимся назад. По умолчанию пассажиров из Талгара привозят на "Саяхат", перекресток проспектов Райымбека и Суюнбая.

"Я езжу на работу и с нее на чем придется. Несколько лет назад не было вообще никакого общественного транспорта от нас до Алматы, только попутки. Потом появились маршрутки. Сейчас они испарились, потому что ввели 207-й автобус. Утром на работу мне удобнее всего добираться на попутке, выходишь на трассу и почти сразу же уезжаешь", - говорит Анна.

Уточняем, не облегчила ли жизнь развязка на развилке, рядом с "Халык Ареной".

"Нет. Дорога по-прежнему узкая: на Талгарской трассе всего две полосы. Мы находимся в 27 километрах от города, а Иссык - в 60. Но его жители добираются до города часто быстрее нас, потому что Кульджинская трасса, на которой находится город, четырехполосная. Думаю, что поможет только расширение дороги. Нам тут электричку пообещали, но это огромный инвестиционный проект, который не окупится. И ждать его лет 25 придется", - продолжает женщина.

Водитель решает заправиться. Для этого ему не нужно даже выходить из машины: заправщица отсчитает сдачу из поясной сумки. В городе такого не встретишь...

"Мы с отцом работаем в Алматы, ниже Рыскулова. На заднее сиденье берем пассажиров, получается 600 тенге. Это пачка сигарет или одно блюдо в столовой. Так что мы не таксуем, мы помогаем", - с улыбкой говорит водитель, когда мы рассчитываемся с ним за дорогу.

Мы просим Анну и мужчин рассказать нам про жизнь в Талгаре. По официальной статистике, в городке проживают 47 тысяч жителей, по неофициальным данным - около 100 тысяч человек. Квартиру можно купить за 4-5 миллионов тенге, дома - от 6-7 миллионов. Цены в 2-3 раза ниже, чем в Алматы.

Жители многоэтажек долгие годы отапливали свои жилища как придется: углем, радиаторами, буржуйками, соляркой. Часто под кочегарку переоборудуют балкон. В некоторых домах есть собственные котельные. В этом году в городке должно появиться центральное отопление: чтобы кинуть трубы, пока было тепло, разрыли полгорода.

Также талгарцы жалуются на отсутствие инфраструктуры: нет детских площадок, тротуаров, местами - асфальта. Таких понятий, как КСК, тоже нет, подъезды никто не убирает, горы мусора во дворах могут лежать месяцами. Часто убирать вокруг своих объектов обязывают предпринимателей. Работа в городке есть, но платят мало - в среднем 50 тысяч тенге. Из крупных предприятий вспоминают швейную фабрику, кирпичный и спиртзавод. Остальные работодатели - заправки, магазины, салоны красоты.

Продукты - мясо, фрукты, овощи - в магазинах дороже, чем в городе, процентов на 20. Продавцы ссылаются на дорогую логистику. Дешевле, чем в городе, только молоко. В Талгаре есть хороший спортзал, но народу туда ходит мало: "Люди приезжают уже уставшие".

"Хоть от нас до Алматы 27 километров, но такое ощущение, что мы живем на другой планете", - отмечает наша героиня.

Анна вместе с родными переехала в Талгар в начале 2000-х по семейным обстоятельствам. Ей пришлось перевести 12-летнюю дочь из городской лингвистической гимназии в школу рядом с новым домом. Среди местных жителей считается, что в Алматы образование лучше: на сегодня пол-Талгара возит детей в школу в город, по утрам некоторых школьников спящими заносят в салоны автомобилей.

Местной больницей женщина также недовольна. Вспоминает, что когда в прошлом году родился внук, то на патронаж младенца никто не приходил. А в карточке появились отметки о посещении с придуманными весом и ростом.

"У нас на улицах появилось освещение. Я думаю, что изменения начались с того момента, как назначили нового районного акима", - внезапно говорит отец водителя, до этого всю дорогу молчавший. Уже в редакции гуглим: действительно, в сентябре 2019 года акимом Талгарского района назначен Жолан Умаров, ранее два года работавший на аналогичной должности в соседнем Райымбекском районе.

Мы видим хвост пробки, до нее остается метров 300. Уточняем у водителя, как он поедет дальше, в пробку.

"Через БАК. Если ехать мимо поселка Бесагаш, "Магнума" и микрорайона Думан, то можно простоять в пробке 1-1,5 часа. Перед Бесагашем мы свернем на БАК. Дорога вдоль Большого алматинского канала существует с 1980-х годов. Однако раньше это была грунтовка, а недавно ее заасфальтировали. Ехать на 5 километров больше. Но сэкономим минут 30-40", - поясняет мужчина.

Не сказать, что это тайная тропа, но пробок здесь действительно нет.

В город мы заедем с Кульджинского тракта, через Аэропортовское кольцо (пересечение с улицей Бухтарминской). Перед кольцом мы встаем в пробку. Однако кто-то продолжает движение - по обочине.

А некоторые хитрят. Недалеко до кольца есть разворот. Попав на полосу встречного движения, они сдают задом несколько десятков метров и по боковому ответвлению выезжают на Кульджинку в направлении из города. Куда надо ехать, чтобы запрещенный маневр был оправдан?

Вот-вот въедем в Алматы. Стоим уже минут 15.

"Аэропортовское кольцо, соединяющее центр города с международным аэропортом, сегодня славится километровыми заторами, ведь в сутки через Кульджинский тракт в город заезжает порядка 40 тысяч машин. Через два месяца ситуация обострится еще больше, так как с 1 июля 2019 года откроют движение по эстакаде на Кульджинка-Рыскулова", - говорилось в заметке на нашем сайте, опубликованной в мае 2019 года.

"В этом году в Алматы начнется строительство эстакады с тоннельной частью на пересечении Кульджинского тракта и улицы Бухтарминской. Планируемый срок завершения строительства аэропортовского кольца - февраль 2022 года", - цитируем мы всю ту же новость.

Докладываем: по состоянию на 19 ноября 2019 года признаков начала строительства замечено не было.

Пока стояли, фотограф успел выскочить и заснять происходящее со всех сторон.

А мы продолжаем говорить с Анной.

"Летом было попроще, я могла выйти из дома в 07:30. Зимой придется выходить в 6:30. А возвращаться буду около 22:00. При том что я на работе не задерживаюсь, ухожу в 18:00, внука в будни почти не вижу. Я трижды в неделю хожу в спортзал, сегодня форму взяла с собой, но ради нашей съемки, чтобы показать, через какой ад мы проходим каждый день, пропущу", - говорит Анна.

На вопрос, хотела ли бы она сама быть за рулем, отвечает:

"Нет. Так я плачу 200 тенге и еще целый час сплю. Талгарская трасса - экстремальная, столько аварий зимой, бывают жертвы. Ее не чистят от снега, как в декабре выпадет, так и лежит до весны, трасса заброшенная, выживай как хочешь. Начинают сыпать от кольца, там, где поворот на Табаган и "Лесную сказку", это уже территория города".

Мы проскочили кольцо и почти молниеносно, когда едешь - время летит быстро, оказываемся на "Саяхате". На часах 08:17, то есть путь занял 1 час 25 минут.

Анна считает, что ей очень повезло с месторасположением работы. До Райымбека-Желтоксан отсюда всего две остановки, или 15 минут пешком.

Сегодня она хочет проделать путь на автобусе. Ехать минут 5. Итого от работы до дома - около 1,5 часа. Анна отмечает, что если бы она вышла в 7:30, то на работе была бы не раньше 9:30.

Обратите внимание: многие люди в сапогах. При том что ранним утром на улице около 5-7 градусов тепла. Вечером этого же дня мы пожалеем, что утром косились на людей в теплой обуви.

Мы прощаемся с Анной до вечера того же дня. Садимся в редакционную машину и решаем одним глазком взглянуть на участок дороги, который ранее мы объехали через БАК. До развязки у "Халык Арена" - сотня метров.

На часах 8:44. Затор почти рассосался. Наводят чистоту.

Автобусы № 62 и № 4 - городские. До конечной остановки - улицы Казыгурт, расположенной неподалеку в Думане, отсюда буквально четыре остановки.

Автобус № 207 идет в Талгар. Утром из города пассажиров не очень много. Маршрут был введен летом этого года по многочисленным просьбам жителей. На маршрут выпустили 20 новых автобусов средней вместимости, расплачиваться в них можно картой "Онай".

"Режим работы - с 6 утра до 11 ночи. Промежуток пока плановый, ориентировочный интервал - 10 минут", - сообщал журналистам главный специалист отдела управления городской мобильности города Алматы Чингиз Байкадамов.

Раньше до автовокзала "Саяхат" из Талгара ходил только один автобус - автобус № 203, его маршрут пролегал через Кульджинский тракт. О появлении маршрута с 15 автобусами было объявлено в 2018 году.

Такси тоже популярны.

Мы возвращаемся на "Саяхат" к 17:30. Анна должна подойти примерно к 18:15. Мы же решаем понаблюдать, как сегодня живет известный перекресток с "человеческими пробками". Водитель высаживает нас на углу маленькой улицы Есенова и проспекта Райымбека. Мы удивились, что люди голосуют уже здесь. Уехать можно в Иссык, Талгар и все поселки вдоль трасс – Бесагаш, Туздыбастау, Кызыл Кайрат... Однако большинство машин подбирают пассажиров дальше - на пересечении Райымбека с односторонней Джангильдина.

Век живи - век учись! Оказывается, у автобуса есть небольшой багажный отсек, куда можно загрузить даже негабаритный груз - сложенный в несколько раз ковер. Не знаем, берут ли за это деньги, но сколько живем в Алматы (всю жизнь!), впервые встречаем такое.

Теперь человеческой пробки здесь нет. Как и автомобилей, которые атаковали эти самые люди. Здесь c 1 августа 2017 года ввели новую схему дорожного движения.

"...Переводится движение транспорта по проспекту Райымбека в восточном направлении со светофорного объекта в тоннельную часть транспортной развязки. Также закрывается сквозное движение для всех видов транспорта, кроме общественного, по южной стороне проспекта Райымбека в восточном направлении на участке от улицы Пушкина до пересечения с улицей Есенова...", - заглядываем в новость на нашем сайте за 2017 год.

Простыми словами, чтобы убрать заторы, отсюда просто убрали легковой транспорт, пустив его через тоннель. Однако с другой стороны от Райымбека, откуда люди уезжают в направлении ГРЭС и аэропорта, по-прежнему толпы желающих уехать вываливаются на дорогу и сужают проезжую часть до одной полосы.

Стемнело. Народ прибывает.

Вокруг кипит жизнь. За углом есть большая столовая, а если нужно перекусить быстро, то можно взять донер за 450 тенге. Кажется, самый дешевый в городе. Или вы видели дешевле?

Здесь без холодильника продают колбасу за 800-1000 тенге.

А здесь прямо у дороги - яблоки. За килограмм просят 200 тенге. Ведерко регулярно опустошают покупатели, и продавец куда-то отходит, вскоре возвращаясь с новой порцией "золотого".

И даже можно найти работу. Интересно, а еще кто-то верит в эти объявления с "бывшими...", которыми последние несколько лет залеплены столбы, заборы и подъезды Алматы?

Приходит Анна, говорит, что был непростой день на работе. Дает расклад:

"Можно попробовать дождаться маршрутку, она приходит пустая, едет быстро. Автобусы 207-го приходят каждые 20 минут, но они уже набитые, говорят, где-то на Суюнбая пассажиров начинают брать. Ехать почти два часа стоя после трудового дня я не готова. Еще есть 203-й автобус, но он идет окружными путями и тоже много народа, долгие остановки при полном салоне. Либо еще на такси, но именно отсюда на нем не уедешь. Меньше чем через 25-30 минут отсюда не уедешь, а если снег или дождь - и того дольше. Предлагаю вам назвать статью "Отверженные", мы - отверженные, это прямо про нас".

"Признаться, я не ездила через "Саяхат" уже с полгода, только ради материала сюда пришла. Мой привычный маршрут: с Желтоксан-Райымбека на автобусе за 80 тенге доехать до Думана/"Халык Арены", с "Халык Арены" за 200 тенге либо на такси до какого-нибудь поселка, чтобы пересесть на Талгар (еще 200 тенге), либо напрямую до Талгара (200 тенге). Иногда выходит четыре пересадки".

Женщина отмечает:

"Когда появится возможность, мы обязательно переберемся обратно в город - в Аксай или микрорайоны, что позволит бюджет. Я чуть ли не единственный житель Талгара, который хочет оттуда уехать. Все остальные его обожают. Мои родственники хотят там жить. Плюсы есть: воздух, поспокойнее. Но эта дорога убивает. Страх каждый вечер, что я ни на чем не уеду. Ожидание транспорта по 25-30 минут. Плюс я не хочу ездить на переполненных автобусах, да еще и стоя. Живя в Талгаре, невозможно вести культурную жизнь. Месяц назад мы с мужем ходили на спектакль с Юлией Меньшовой - потом не могли уехать минут 40".

Они заняли сидячие места! Победители!

"Официальное такси к нам стоит 2500-3500 тенге. А попутку с "Саяхата" не поймать, все едут в другие поселки, но не к нам. Бомбилы, видимо, ездят иными путями, кто через Восточку, кто по Кульджинке, минуя "Саяхат". Все избегают "Саяхат" и Талгарскую трассу", - говорит она.

В 19:00 мы прощаемся с Анной. Но не потому, что она уехала. А потому, что мы сильно замерзли. Помните, на утренних снимках мы отметили, что большинство людей на остановке - в сапогах. А мы были в кедах: на улице стояли теплые деньки, в редакции неплохо топят, да и подзабылось со студенческих времен, каково это - поздней осенью 1,5 часа стоять на остановке.

Анна пришлет сообщение, что она дома, в 20:01. Не дождавшись автобуса со свободными сидячими местами, она было пробовала уехать на такси с Джангильдина и даже села в машину. Таксист сказал, что будет стоить 400 тенге. Однако за 10 минут, пока она была в салоне, пассажиров больше не появилось. Анна считает, что не всем такие расценки по карману. Она добралась на такси до Бесагаша, а оттуда еще на одном такси уехала до Талгара. Кстати, в месяц на дорогу уходит 20 000-25 000 тенге.

А буквально спустя два дня, 21 ноября, выпадет снег. В этот день Анна выйдет из квартиры в центре Талгара в 06:30, а вернется - около 21:00.

Ольга Пастухова,

Фото Алихана Сариева

Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 447.35   490.7   4.75 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети