1. Главная
  2. Почитай

В образовании важное отличие этого года - отсутствие серьезных новшеств, предстоит работа над качеством

Интервью на тему ✅ В образовании важное отличие этого года - отсутствие серьезных новшеств, предстоит работа над качеством ⚡ Читайте важные интервью и конференции на актуальные темы на интернет-портале Tengrinews.kz.
  • ПОДЕЛИТЬСЯ
  • Нашли ошибку?

Начался новый 2017-2018 учебный год. Каковы основные направления работы, чего ожидать от этого года ученикам, их родителям и педагогам? На эти и другие вопросы ответил министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев.

TN:

Как начался новый учебный год? Каких изменений нам ждать?

Ерлан Сагадиев

Новый учебный год начался организованно. Порядка трех миллионов учащихся пошли в школы. Это важное событие для детей, их родителей, учителей и всего общества. Давайте все вместе пожелаем им успехов в новом году!

Важное отличие этого года - отсутствие серьезных новшеств. Главные концептуальные решения были приняты в прошлом году. Задачи этого года и следующего - довести все начатое до логического завершения и уделить особое внимание качеству внедрения, пониманию учителями всех нюансов проводимых изменений. Этот год можно назвать годом работы над качеством.

Первоочередная задача - подготовка к внедрению нулевого класса и "Әліппе" в сентябре 2019 года. Здесь и апробация "Әліппе", и повышение квалификации воспитателей детсадов и учителей школ для нулевого класса, и приведение всех документов в соответствие с 12-летним циклом обучения "0+11" к сентябрю 2019 года. Два года мы будем готовиться к 100-процентному охвату детей нулевым классом в сентябре 2019 года.

TN:

Кстати, было много вопросов о том, почему "Әліппе" был убран из программы начальных классов. Не могли бы Вы пояснить?

Ерлан Сагадиев

Если вы посмотрите стандарт образования 2015 года, то там вместо "Әліппе", то есть "Букваря", уже стоял предмет "Сауат ашу" - "Грамота". Когда в 2016 году я был назначен министром, стандарт уже был принят, учебники "Сауат ашу" были подготовлены, прошли экспертизу, деньги на них были выделены, и они напечатаны для доставки во все школы. Получается, все всё одобрили еще до того, как я пришел.

Затем поднялся вопрос о том, что обучение должно начинаться не с "Грамоты", а с "Букваря". Этот вопрос несколько раз обсуждался в правительстве, было решено "Әліппе" вернуть. Но на это требуется время, и поскольку внедряется нулевой класс, решили начать его с нулевого в 2019 году.

В прошлом году был разработан стандарт, подготовлен учебник "Әліппе", пройдена его экспертиза. Сейчас это все есть. Только вот тиражирование учебника, то есть цикл фондирования, у нас происходит раз в четыре года. Последний раз это было в 2015 году. Значит, "Әліппе" будет тиражироваться в 2019 году за счет государства и доставляться всем школам.

Еще одно важное направление - продолжение перехода на обновленное содержание, начатого в прошлом году. В этом году дополнительно переходят вторые, пятые, седьмые классы. Об этом все знают. Главное, чтобы переход осуществлялся очень плавно. Много работы предстоит с учителями, детьми и родителями, особенно пятых и седьмых классов. Нам важно, чтобы они ясно понимали смысл обновленного содержания, суть суммативного и формативного оценивания. На все возникающие вопросы оперативно должны быть даны четкие ответы.

Не лишним будет напомнить о том, что такое обновленное содержание среднего образования. Страны ОЭСР еще 30 лет назад осознали предстоящие глубокие технические, экономические и научные изменения, важность качества человеческого капитала другого уровня и срочную необходимость обновления содержания образования.

К концу прошлого века эти страны разработали и уже перешли на новое содержание обучения в школах. И более того, договорились об общей системе оценивания и по ней начали между собой конкурировать. Эта система сегодня известна как PISA. Казахстан принимает в нем участие в четвертый раз. По поручению Президента обновленное содержание у нас в стране апробировалось в НИШ и КТЛ в течение десятка лет. Сегодня выпускники этих школ демонстрируют достижения на уровне Южной Кореи, Японии, Швейцарии, занимают призовые места на международных олимпиадах, поступают в лучшие вузы мира и республики.

Теперь эти программы образования адаптированы и сейчас внедряются во всех школах. То есть программы, которые привели школьников НИШ и КТЛ к успеху, становятся доступны для каждого ученика страны.

Еще одна важная задача - это подготовка к ведению предметов на английском языке в старших классах с 2019 года. В этом году начинается масштабный пилотный проект по ведению предметов на английском языке. Более 1 500 учителей-предметников закончили языковые курсы.

Важная работа этого года - понять все аспекты, трудности и уроки перехода. Что происходит с качеством преподавания, как будут воспринимать этот процесс родители, дети и сами учителя. Мы со всеми учителями, директорами школ будем работать в тесном контакте в рамках подготовки школ к переходу на преподавание некоторых предметов на английском в старших классах в 2019 году. Весь этот год пилотный проект будет подлежать мониторингу, чтобы в следующем году мы могли предметно обсудить все детали и, если необходимо, внести изменения в график перехода к преподаванию.

TN:

Есть мнение, что английский язык не нужен для всех, особенно для сельских школьников. Вы, насколько мы знаем, настроены решительно.

Ерлан Сагадиев

Мы часто встречаемся с родителями на селе, и, поверьте, они не говорят, что их детям не нужен английский. У нашего народа, особенно у сельских жителей, психология другая, и меня это радует. "Менің арманым орындалмаса да, баламның арманы орындалсын". Міне, барлық ата-аналар осылай ойлайды.

Теперь посмотрим с позиции государства. Сегодня 30 процентов населения живет в сельской местности. В развитых странах их доля не достигает 3 процентов. В будущем, хотим мы того или нет, число сельского населения сократится в разы. Рост производительности труда в сельском хозяйстве никто не отменял. То, что раньше делали 100 человек, сегодня- десять, завтра - один.

Большинство детей из сельской местности в итоге переедут в город. Если их уровень образования будет значительно ниже, если они не смогут найти себе работу, если они окажутся никому не нужны - это будет большой трагедией для всех нас. Именно поэтому каждый казахстанец, где бы он ни жил, в городе или в ауле, должен получать одинаково качественное и современное образование. Но смогут ли сельские учителя преподавать на языке, хватит ли средств для создания условий молодым учителям, начнем ли мы только с опорных школ? Время, чтобы принять обдуманное и взвешенное решение, у нас есть. Поверьте, мы относимся к этому делу со всей ответственностью.

TN:

В обществе бытует мнение, что на обучение английскому языку не должны выделяться государственные средства. Какова Ваша позиция?

Ерлан Сагадиев

Английский язык - такой же предмет, как математика и физика. Для их изучения выделяются государственные деньги. С точки зрения необходимости во взрослой жизни английский язык ничем не отличается от химии, биологии, математики и других предметов. На все знания и навыки, которые развивают конкурентоспособность наших детей, помогают в будущем им найти работу, деньги государственные выделять надо.

TN:

На августовском совещании этого года Вы особенно отметили важность попечительских советов в школах. Чего министерство хочет добиться этим?

Ерлан Сагадиев

Смотрите, уже сегодня родители и попечительские советы говорят директорам школ: "Давайте вместе составим расписание, удобное для всех!". Пока особенно активно это в городе Алматы. Но в следующем году, а может, в следующей четверти, так будет по всей стране. Это то, чего мы добиваемся - равноправный, цивилизованный диалог между родителями, общественностью и администрацией школы о том, как сделать жизнь в школе лучше.

Попечительский совет станет одним из важнейших органов в организации внутренней жизни школы и контроля за тем, что в школах происходит, вплоть до согласования кандидатуры директора. Параллельно будет планомерное расширение академической, управленческой и финансовой свободы школ под контролем попечительских советов. Но все планомерно. Как первый шаг, я просил акимов областей и городов взять под свой личный контроль вопрос правильности формирования попечительских советов, включение в их состав активной общественности, депутатов маслихатов, местной прессы.

TN:

Не могу не затронуть вопрос о государственных грантах, выделение которых вызвало в этом году большую полемику. Расскажите, пожалуйста, об этом.

Ерлан Сагадиев

В соответствии с действующими правилами гранты распределяются по приоритетным направлениям. Например, порядка 14 тысяч - на технические специальности, всего 45 - на юриспруденцию, 2,5 тысячи - на общую медицину, всего 45 - на стоматологию.

Соответственно, из года в год лица, набравшие высокие баллы на одну специальность, гранты не получают, а набравшие низкие баллы на другую - получают. Например, на экономику набирают 125 и не проходят, на педагогику проходят и с 65. Это с каждым годом вызывает все больше вопросов родителей. Экономическая необходимость сталкивается с вопросом социальной справедливости. Тема не новая, но надо учитывать, что каждый год в этот процесс вступает новое поколение родителей и детей - для них все в первый раз. И все повторяется заново.

К тому же громоздкая система определения потребности в экономике и, как результат, гранты по приоритетам публикуются очень поздно. Абитуриент просто не успевает реально оценить свои шансы. Данный вопрос мы сейчас решаем. Например, предлагается публикация количества грантов по специальностям на три года вперед.

Второй вопрос- это льготные категории. Сельская квота и квота для детей-сирот стоит не так остро, но вопросы есть. А вот по "Алтын белгі" вопрос социальной справедливости стоит очень остро. В этом году гранты были распределены строго по набранным баллам на ЕНТ без фактора "Алтын белгі". После согласований Республиканская комиссия добавила около 4 процентов грантов для того, чтобы выполнить обязательства перед обладателями "Алтын белгі".

В принципе, ситуация тоже не новая. В прошлом году мы также были вынуждены определенное количество обладателей "Алтын белгі" размещать по грантам вузов.

Кстати, в этом году в работе Республиканской комиссии приняли участие представители родительской общественности. Они были в тестовом центре, ознакомились с работой компьютерной программы, распределяющей гранты. Убедились в прозрачности и справедливости этого процесса. Эти родители, как вы знаете, вышли на открытую пресс-конференцию и поделились своими впечатлениями. Я еще раз хочу сказать им спасибо.

TN:

Как Вы видите решение вопроса оттока талантливой молодежи за рубеж?

Ерлан Сагадиев

Мы проводим свои опросы, срезы. У нас явно выделяются три большие причины. Первая- это семьи, уже принявшие решение переехать в другую страну. Первым делом они отправляют туда ребенка учиться, чтобы он закрепился. Дальше готовятся сами. Почему семьи принимают решение переехать - это тема отдельного разговора, которая сейчас тоже широко обсуждается.

Вторая - это вера родителей, что любое образование за рубежом лучше, чем дома. Они не знают почему, они не знают где, в каких университетах, за счет чего оно лучше. Но они в это свято верят. И часто они правы. Просто ребенок, будучи в чужой стране, один, быстро взрослеет, становится самостоятельным, это как после армии. И когда он возвращается домой, все эти изменения родители приписывают к качеству образования. Кроме того, у него быстро расширяется кругозор, появляются новые мысли, идеи, это тоже приписывается к качеству образования. На самом деле, сегодня это глобальный феномен, эпидемия, можно сказать, - дети хотят учиться за рубежом. Я разговаривал с министрами образования нескольких стран, они тоже хватаются за голову. Половина китайских детей засыпает и просыпается с мечтой учиться за пределами своей страны. Как с этим бороться? Это глобальный тренд. За последние 40 лет количество иностранных студентов в мире увеличилось в восемь раз. Цифра эта будет только расти. И надо для начала стать участником этого процесса, превратить Казахстан в образовательный хаб. Если 20 тысяч уезжают, то пусть учиться приезжают 50 тысяч.

В США иностранные студенты приносят в казну деньги, сопоставимые с ВВП некоторых не самых бедных стран. 65 процентов студентов PhD Швейцарии - иностранцы, половина вузов Швейцарии - иностранные. Продолжать можно очень долго. Сегодня Россия и Китай, поняв перспективы экспорта образования, принимают свои масштабные государственные программы по привлечению студентов. Так, Россия ежегодно выделяет 15 тысяч грантов для иностранных студентов. План - увеличить контингент иностранных студентов с текущих 220 до 710 тысяч.

У нас учится 12,5 тысячи иностранных студентов или 2,5 процента. В среднем по странам ОЭСР - 10-15 процентов иностранных студентов. Выходит, нужно это число довести до 50 тысяч за три- четыре года. Эту задачу мы ставим перед нашими университетами.

В этом году мы впервые провели дни казахстанского образования в Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане. Готовимся к Индии, Китаю и Ирану. То есть глобальный мир высшего образования становится мобильным, пришел в движение. К этому надо готовиться. У нас ЦМП "Болашак" будет фокусироваться не только на отправке казахстанских студентов в зарубежные вузы, но и привлечении иностранцев в наши.

Думаю, нам необходимо рассмотреть вопрос открытия международных кампусов мировых университетов. Они все более и более популярны. В прошлом году их насчитывалось порядка 250 по миру. Лучшие вузы США, Великобритании, России, Франции и Австралии очень активны в открытии своих филиалов-городков. В одной только Малайзии на территории двух образовательных хабов в Куала-Лумпуре и штате Джохор открыты 12 таких кампусов.

И третье - качество наших вузов надо действительно поднимать. У нас масса экспертных оценок и рекомендаций. Это и низкая свобода вузов, плохой уровень знания английского, устаревшие программы. Коррупция тоже не прибавляет популярности вузовскому образованию.

Поэтому мы начали решение с трех важных аспектов: коррупции, современности программ и академической свободы. По противодействию коррупции - мы считаем наиболее эффективным подорвать ее экономические основы. То есть введение диплома собственного образца вместо государственного. Если вы заметили, то за последний год новостей о коррупции в высших учебных заведениях заметно поубавилось.

Нужно увеличить число качественных вузов. Сегодня действуют такие вузы, как НУ, МКТУ, КБТУ - это хорошо. Но нам нужно с десяток таких университетов. В первую очередь в Астане и Алматы.

Что касается современности образования, мы внесли законопроект в Мажилис, который позволит ректорам вузов резко обновить содержание образовательных программ. Данный законопроект имеет для нас принципиальное значение. Он позволит профессиональному сообществу, работодателям вместе с НПП "Атамекен" сформировать реальный реестр образовательных программ наших вузов с точки зрения их качества, современности и востребованности на рынке. Ректора и администрации вузов все это знают. Шло обсуждение, работа в этом отношении уже началась. Это позволит убрать с рынка некачественные, устаревшие, ненужные образовательные программы.

TN:

В последнее время образование сотрясают скандалы. Прокомментируйте, пожалуйста.

Ерлан Сагадиев

Во-первых, давайте поймем масштаб изменений. Шестидневная неделя существует последние 50 лет. СССР планировал ввести пятидневную учебную неделю, но только после того, как утвердится развитой социализм. Об этом говорится в Советской Энциклопедии. Это раз.

Такого глубокого изменения в парадигме и подходах к содержанию школьного образования не было минимум 40 лет. Я себя в школе помню, принципиально до 2016 года мало что изменилось. Это два.

Преподавать предметы на иностранном языке в масштабах всей страны мы не пробовали со времен Ыбырая Алтынсарина.

Думать о том, что будут такие изменения и будет "тишь да гладь", нереально.

Теперь, как делаются некоторые скандалы. Это достаточно просто. Например, находится одна женщина, желательно из глубинки, не учитель, которая недовольна словом или отдельным текстом в учебнике. У нее берут интервью, и следует статья "Родители (их уже много!) возмущены новыми учебниками". Далее просят авторов дать разъяснения. Методические пояснения специалистов выдаются уже под заголовком "Авторы скандального (он уже скандальный!) учебника дали пояснения". Все, дело сделано. Можно дальше нагнетать: "Новое содержание со временем будет у всех", далее использовать слова "докатились", "катастрофа", далее - "пора уезжать", усиливая психоз. Но как минимум трафик на пару дней обеспечен. Конечно, трудно, когда против вас применяются такие технологии.

Часто используются фейки или еще чаще скандальный заголовок в общем-то нормальном тексте. После выхода такого рода публикаций редактора разводят руками: "Громкий, "жареный" заголовок - 80 процентов того, что статью прочитают, мол, не переживайте, сам текст-то нормальный. Таковы сегодня правила игры. Не мы их устанавливаем. Это рынок…". Словом: Nothing personal, it’s just business…

TN:

То есть скандалы еще будут?

Ерлан Сагадиев

Пока будут изменения и хотя бы один недовольный среди тысяч, "скандалы" такого рода, к сожалению, будут. Но, к счастью, технологии доступны всем. Республиканские родительские комитеты напрямую общаются в чатах с родителями. Мы знаем, что они за лето доставили много полезной информации до родителей: видеороликов, приказов, писем и так далее. Плюс разработчики электронного журнала "Күнделік" выпустили мобильное приложение. Теперь родители у себя на сотовом телефоне могут не только иметь оценки своих детей, расписание, комментарии учителей и так далее, но и прямую информацию от МОН, облоно, директоров школ. В будущем мы планируем разъяснять и моментально реагировать на любое искажение информации рассылкой через эти каналы. Во всяком случае родители будут полностью и правильно информированы.

TN:

Ну и в завершение - что бы Вы хотели сказать нашим читателям?

Ерлан Сагадиев

Повторюсь, серьезных новшеств в этом году не будет. Основные трудные решения в сфере образования были обсуждены и приняты в прошлом году. В этом году мы последовательно реализуем все то, что планировалось ранее. И пятидневка, и обновленное содержание образования, и английский - готовились много лет до меня. Мне просто выпала честь начать масштабное внедрение. Еще раз хочу сказать, мы готовим детей к будущему. Я благодарю всех предшествующих министров за то, что эта работа сегодня стала возможной.

Образование - это сфера, которая имеет непосредственное отношение к каждому родителю. Поэтому это нормально, что возникает множество вопросов, предложений, мнений.

Мы - открытое министерство, всегда готовы выслушать и ответить на все вопросы. В скором времени мы начнем регулярно проводить большие онлайн-конференции для всех желающих. Всем хочу пожелать успехов!




Join Telegram