1. Главная
  2. Почитай

Зачем нужен Закон "Об адвокатской деятельности"?

Интервью на тему ✅ Зачем нужен Закон "Об адвокатской деятельности"? ⚡ Читайте важные интервью и конференции на актуальные темы на интернет-портале Tengrinews.kz.
  • ПОДЕЛИТЬСЯ
  • Нашли ошибку?

Министр юстиции РК Марат Бекетаев в интервью рассказал о том, зачем нужен Закон "Об адвокатской деятельности и юридической помощи", какие проблемы он решит, а также как скажется на рядовых казахстанцах и самих адвокатах.

TN:

Чем вызвана необходимость принятия Закона "Об адвокатской деятельности и юридической помощи"?

Марат Бекетаев

Принятие нового закона продиктовано отсутствием комплексного правового регулирования сферы оказания юридической помощи на протяжении последних лет. Действующий Закон РК "Об адвокатской деятельности" был принят двадцать лет назад и не подвергался качественным изменениям с учетом существующих реалий. Он также не учитывает мировой опыт в этой области.

В результате в сфере правовой помощи накопилось множество проблем. К примеру, отдельные положения действующего закона создают серьезные препятствия для притока новых кадров в адвокатуру. Необходимо отметить, что в стране в два раза больше следователей, чем адвокатов. О какой состязательности можно говорить? Еще одна проблема отрасли, отсутствие правового регулирования деятельности частнопрактикующих юристов.

В целом законопроект направлен на обеспечение оказания доступной и качественной юридической помощи населению. Для наших граждан важно, чтобы эти услуги были качественными, доступными и предоставлялись в срок.

TN:

Насколько урегулированы отношения в сфере оказания юридической помощи населению сейчас и что изменится в этом плане после принятия закона?

Марат Бекетаев

Действующее законодательство не содержит эффективных механизмов защиты граждан от некачественных услуг, предоставленных недобросовестными адвокатами и частнопрактикующими юристами. В результате нередки случаи, когда граждане становятся жертвами непрофессионализма адвокатов и юрконсультантов.

Принятие нового закона позволит выработать такие механизмы, а также увеличить объем и повысить качество юридических услуг. Усилится конкуренция в этой сфере, а информация об услугах юристов и ценах на эти услуги станет доступной. Все это поможет нашим гражданам принимать обоснованные и взвешенные решения о найме адвокатов или юристов с полным пониманием о стоимости и качестве услуг. 

TN:

Какие существующие проблемы решит новый закон?

Марат Бекетаев

Отмена вступительных взносов и упрощение правил стажировки решит проблему дефицита адвокатов.

Через создание саморегулируемых организаций будет решена проблема отсутствия базовых правил предоставления услуг частнопрактикующими юристами.

Обязательное опубликование финансовой отчетности будет способствовать прозрачности и открытости деятельности коллегий адвокатов и палат юрконсультантов.

Упразднение адвокатского ордера исключит зависимость адвокатов от руководства коллегии адвокатов, сократит их временные и финансовые затраты.

Введение обязательного страхования усилит имущественные гарантии клиента в случае предоставления ему некачественной помощи.

Это только основные проблемы. Законопроект решает множество других проблем.

TN:

Каким образом обсуждаемый закон улучшает положение населения в плане получения юридической помощи?

Марат Бекетаев

Сейчас государство оплачивает гарантированную государством юридическую помощь, которую оказывают адвокаты для социально уязвимых слоев населения. Однако этот механизм работает неэффективно, и, как правило, качество услуг низкое. Законопроект предлагает комплексно решить проблемы оказания юридической помощи населению на принципах открытости и доступности.

После принятия нового закона деятельность частнопрактикующих юристов будет регламентирована посредством их объединения в палаты. Обязательное членство позволит установить стандарты качества юридической помощи и профессионального поведения юристов, контролировать критерии качества юрпомощи, а также привлекать недобросовестных юристов к ответственности вплоть до исключения из палаты, что не позволит им в дальнейшем оказывать некачественную помощь населению.

TN:

Улучшит ли обсуждаемый законопроект положение адвокатов и юристов и повысит ли их права?

Марат Бекетаев

Данный закон направлен на улучшение регулирования системы предоставления юридических услуг. При этом в нем очень много поправок, которые помогут адвокатам хорошо работать.

Мы предлагаем отменить адвокатский ордер, отменить вступительные взносы, сделать дисциплинарные процедуры прозрачными. Также предлагается создать электронную систему, которая улучшит взаимодействие адвокатов с судами и правоохранительными органами. Адвокатура вправе будет сама разрабатывать и утверждать правила стажировки, стандарты и критерии юридической помощи, а также самостоятельно регулировать многие другие вопросы.

Важным моментом в регламентации деятельности юрконсультантов является множественность палат юрконсультантов в целях создания условий для развития конкуренции между ними. Так, каждая из палат будет стремиться создавать лучшие условия для оказания качественной юрпомощи для привлечения клиентов.

Мы видим потребность в урегулировании неопределенности в ценообразовании без навязывания тарифов. Поэтому нами предлагается Республиканской коллегии адвокатов и терколлегиям самостоятельно разработать рекомендательную тарифную сетку и размещать ее в открытом доступе по опыту развитых стран.

Учитывая рекомендуемые тарифы, граждане смогут ориентироваться и определять среднюю стоимость юрпомощи, что позволит избежать необоснованного завышения цены. Вместе с тем, мы не посягаем на свободу договора и стороны при обоюдном согласии могут установить иные суммы оплаты. Однако это, в отличие от текущей ситуации, будет их осознанный выбор.

Прозрачность доходов и расходов коллегий адвокатов и палат юрконсультантов укрепит доверие общества к адвокатам и юристам, также доверие самих адвокатов и юристов к своей организации.

TN:

С какой целью предлагается отменить вступительные взносы в коллегии адвокатов? Как это может отразиться на качестве работы действующих адвокатов?

Марат Бекетаев

На сегодня количество действующих адвокатов в Казахстане порядка четырех тысяч семисот человек. Следовательно, на одного адвоката в Казахстане приходится около четырех тысяч граждан. К примеру, в развитых странах этот показатель не превышает одной тысячи человек на одного адвоката.

Сегодня не многие могут стать адвокатами по причине необоснованно высоких вступительных взносов в коллегию адвокатов, которые доходят до восьмисот тысяч тенге. Всего за последние четыре года число адвокатов выросло лишь на триста человек.

При этом претендент в адвокаты до вступления в коллегию адвокатов преодолевает несколько этапов, которые подтверждают его соответствие профессиональным требованиям. Тем самым вступительный взнос не направлен на подтверждение профессиональных качеств, а является дополнительным имущественным барьером для входа в профессию.

Отменив вступительный взнос и упростив процедуру стажировки, мы откроем доступ молодым и компетентным юристам. В то же время мы считаем, что стажировка должна стать оплачиваемой, а экзамены должны стать более жесткими, при этом процедура экзаменов должна стать более прозрачной и современной.

TN:

Чем обосновано требование страхования профессиональной ответственности юристов и адвокатов? Почему этого не было сделано раньше и с какой целью это делается сейчас?

Марат Бекетаев

Сейчас если юрист или адвокат потеряет документы, у клиента есть только одна возможность восстановления своих прав - подать в суд и доказывать нарушение этих прав. Естественно, очень тяжело судиться против своего юриста. Не удивительно, что на практике таких дел практически нет. Страхование поможет решить эту проблему. Законопроект четко определяет, что такое "страховой случай" при оказании юридической помощи. Таковыми, например, являются пропуск процессуальных сроков, неправильное оформление документов, утрата или порча документов, разглашение адвокатской тайны.

В случае наступления таких событий, клиент вправе претендовать на присуждение компенсации. То есть, пострадавший остается вне поля конфликта со своим юристом или адвокатом. В последующем, именно, страховая фирма обратиться к соответствующему юристу или адвокату с иском. Во всем мире, это распространенная и развитая практика, пришло время внедрить эту практику и в Казахстане.

TN:

Насколько, по вашему мнению, обосновано лишение адвокатов лицензии за нарушение этических норм? Чем продиктована необходимость такой нормы в законе?

Марат Бекетаев

Это серьезный и чувствительный вопрос для юристов и адвокатов. Поэтому в законопроекте предлагается подходить к нему осторожно для того, чтобы оградить юристов и адвокатов от возможного произвола.

В первую очередь, правила этики будут разрабатываться и утверждаться самими адвокатскими коллегиями и палатами юридических консультантов.

Второе, каждый случай должен рассматриваться в рамках установленных дисциплинарных процедур, которые будут открытыми и прозрачными.

Третье, лишение лицензии, в конечном счете, будет возможно только по решению суда.

TN:

На основании каких критериев было принято требование включить в состав дисциплинарных комиссий адвокатов представителей уполномоченного органа и судей? Не уменьшит ли это независимость адвокатов и не увеличит ли это возможности для давления со стороны государственных органов?

Марат Бекетаев

Основные критерии - это обеспечение большей открытости и прозрачности. Сейчас дисциплинарные вопросы рассматриваются только адвокатами в рамках президиумов. То есть, президиум как орган управления и в тоже время исполнительный орган выполняет функцию дисциплинарной комиссии, что, несомненно, влечет конфликт интересов. Кроме того, составы дисциплинарных органов не меняются многие годы. Зачастую, члены дисциплинарных комиссий и адвокаты, чьи действия обжалуются, знают друг друга и работают вместе много лет. Как и какие решения принимаются такими комиссиями за закрытыми дверями, остается только догадываться.

При разработке нового дисциплинарного механизма был изучен и применен опыт стран Европы и США.

Хочу отметить, что председателем такой комиссии согласно законопроекту будет только адвокат. Также по количественному составу их будет большинство. Это обязательное требование, предусмотренное проектом Закона.

TN:

С какой целью предлагается установление рекомендательных тарифов для адвокатов? Как это изменит ситуацию на рынке юридических услуг?

Марат Бекетаев

Сейчас населению сложно найти открытую информацию о стоимости юрпомощи.

Поэтому в Законопроекте предусматривается закрепить положения о рекомендуемой стоимости оплаты юрпомощи. Это позволит населению быть осведомленными о стоимости юридической помощи, избегать ее завышения.

Отталкиваясь от рекомендуемой цены, граждане смогут ориентироваться и определять среднюю стоимость помощи.

В последующем устанавливаемый адвокатами размер юридической помощи будет приближаться к ее справедливой величине. Учитывая рекомендуемые тарифы, граждане, смогут ориентироваться и определять среднюю стоимость юрпомощи, что позволит избежать необоснованного завышения цены.

Хочу отметить, что разработка и утверждение тарифной сетки за оказываемую юридическую помощь будет осуществляться Республиканской коллегий адвокатов, которая будет носить рекомендательный характер и размещаться в открытом доступе.

TN:

С какой целью планируется создание палат юридических консультантов с обязательным участием юристов, представляющих интересы граждан в судах? Не ограничит ли это развитие юридической отрасли в Казахстане?

Марат Бекетаев

Очевидно, что для развития юридической профессии необходимо установить базовые правила. Те юристы, которые постоянно нарушают права и интересы наших граждан, не должны работать в профессии. И есть два пути решения проблемы: первый - создать базовые правила и механизмы через прямое государственное регулирование, второй - внедрить саморегулирование.

Мы предлагаем опираться на мировой опыт и внедрить саморегулирование. Понятные правила игры помогают развитию юридической отрасли. Сейчас таких правил нет. Отрасль развивается бессистемно и не направлена на защиту интересов наших граждан.

В частности, новым законом предлагается регламентация деятельности частнопрактикующих юристов, посредством их объединения в палаты.

Обязательное членство позволит установить стандарты качества юрпомощи и профессионального поведения юристов, контролировать качество юрпомощи; привлекать недобросовестных юристов к ответственности вплоть до исключения из палаты, что не позволит им в дальнейшем оказывать некачественную помощь населению. Хочу отметить, что все это они будут делать сами, по заранее установленным правилам, открыто и объективно.

TN:

В целом, как ваше ведомство воспринимает жалобы адвокатов на обсуждаемый законопроект? Какие замечания юридического сообщества были учтены?

Марат Бекетаев

Любая реформа имеет своих критиков и сторонников. При этом среди критиков нужно различать две группы. Первая, реально хочет улучшить законопроект и ведет дискуссию в открытом и конструктивном ключе. Вторая группа, не хочет менять ничего. Их устраивает то комфортное состояние, которое сложилось для них в рамках действующей системы, а именно: непрозрачность финансирования, неоправданно высокие заработные платы, хороший соцпакет за счет коллегии. Как правило, аргументы таких критиков основаны на голословном обвинении и больше похожи на лозунги популистов.

В этих условиях Министерство юстиции активно работает с конструктивными критиками первой группы. Уверенно можно сказать, что мы учли все предложения первой группы. Нет ни одной нормы проекта, которая не была обсуждена с адвокатами и юристами.

Разработке законопроекта предшествовала большая подготовительная работа. В октябре 2016 года я встретился с руководителями коллегии адвокатов, нотариальной палаты и палаты частных судебных исполнителей и представителями других заинтересованных сторон и предложил вместе разработать реформы. В феврале текущего года данный вопрос рассматривался на Совете по правовой политике. В апреле были проведены конференции по развитию адвокатуры и нотариата, в которых участвовали депутаты Парламента, адвокаты, нотариусы и международные эксперты.

В мае на Правительственном часе в Мажилисе Парламента рассматривались вопросы развития адвокатуры и нотариата. Летом мы приступили к разработке проекта закона, который рассматривался на заседаниях рабочей группы вместе с адвокатами и экспертами. Он также неоднократно обсуждался по видеоконференцсвязи со всеми, кто изъявил желание, придя в территориальные здания департаментов юстиции в регионах.

TN:

Поясните, пожалуйста, что такое система ProBono и каким образом ее планируется внедрять в Казахстане? Как это отразится на доступности юридической помощи?

Марат Бекетаев

Мы предлагаем внедрить право на оказание юрпомощи на началах РroBono по опыту развитых стран. В Законопроекте РroBono названо комплексной социальной юридической помощью.

В странах со сложившейся правовой традицией РroBono данная помощь подразумевает ее оказание с момента обращения до принятия итогового процессуального решения.

Введение РroBono позволит гражданам, находящимся в затруднительном социальном и финансовом положении, получить юридическую помощь от адвоката или юридического консультанта с полным сопровождением его правовой ситуации. То есть до момента вынесения по нему решения. Предоставление такой помощи будет основано на добровольной договоренности сторон и по общему правилу будет безвозмездным.

Адвокат или юридический консультант, оказывая помощь ProBono, могут зарекомендовать себя социально ответственным участником рынка юридических услуг.

TN:

В целом, как вы считаете, как могут измениться тарифы адвокатов и юристов, доступность их услуг в результате принятия закона?

Марат Бекетаев

Мы понимаем, что сразу после принятия закона резких изменений не произойдет. Но, после того, как заработают все механизмы, мы ожидаем, что вопросы качества юридических услуг постепенно будут повышаться. На это потребуется от трех до пяти лет. Адвокатов и юристов станет больше, и они будут конкурировать за своих клиентов. В целом, для наших граждан юридические услуги станут более доступными, то есть, их права, и законные интересы будут лучше защищены.




Join Telegram