• facebook
  • twitter
  • telegram
  • whatsapp
поделились
© Фото предоставлено Сергеем Азимовым
© Фото предоставлено Сергеем Азимовым

"Все бомбят, но мавзолей аль-Фараби не трогают". Казахстанец о съемках в Сирии фильма об ученом

08 октября 2019 07:50
Image
9

Аль-Фараби - выдающаяся личность, этническую принадлежность которого не один год оспаривают такие страны, как Ирак, Иран, Сирия, Туркменистан, Узбекистан и Казахстан. Но одно остается бесспорным - родился он на казахской земле. Именно этому факту казахстанский режиссер Сергей Азимов решил посвятить свой фильм. TengriMIX узнал у режиссера, как появилась идея снять картину об ученом и в каком состоянии сейчас находится мавзолей аль-Фараби в Дамаске, Сирия. 

Бейбарс: от раба до султана 

Казахстану нужен фильм о крупной исторической личности, которой бы интересовался весь мир. Об этом Сергей Азимов задумался еще 13 лет назад, будучи  руководителем киностудии "Казахфильм" имени Шакена Айманова. У народа рос интерес к прошлому. Но стоял главный вопрос - о ком снимать? 

"В народной памяти сохранены многие исторические факты. Такие фигуры, как Абылай-хан, Абылхаир-хан, Кенесары Касымов и многие другие батыры и султаны весьма почитаемы нами. Но для фильма нужна личность, известная миру. В 2006 году мы проводили Дни казахского кино в Кейсарии, Израиль. Там был организован социологический опрос среди населения на тему значимой личности в истории Израиля. Меня поразили ответы. На первом месте был пророк Моисей (XIV-XIII века до нашей эры), сплотивший израильтян. На втором - Бейбарс (1260-1277 годы) - мамлюкский султан Египта и Сирии из династии Бахритов. На третьем - Ротшильды (конец  XVIII века) - банкиры и общественные деятели еврейского происхождения, которые финансово помогли евреям", - поделился Сергей Жумабаевич. 

Вернувшись в Казахстан, Сергей Азимов был уверен: Аз-Захир Бейбарс аль-Бундукдари станет главным героем кинокартины, поскольку он родом из степей Прикаспия. В юности был захвачен монголами и несколько раз продавался в рабство. На нильском острове Рода юноша продемонстрировал военные способности, стал командиром, вел за собой огромную армию и разбил многих врагов. В 1255 году мамлюки, узнав, что египетский султан Айбек строит коварные планы против них, бежали в Сирию. Но через четыре года на трон взошел новый глава, и Бейбарс с товарищами вернулся обратно. Вскоре эмиры, преклоняясь перед отвагой и мудростью Бейбарса,  провозгласили его султаном. 

"Масштаб личности Бейбарса, мудрость, борьба за свободу своего народа, их защита до сих пор сохранились в памяти многих народностей. Сирийцы с благодарностью отзываются о его помощи в свое время. Но мало кто знает, что его имя имеет отношение к Казахстану. Для нашего фильма в 2006 году дипломат Багдат Амреев организовал нам поездку в Египет и Сирию. В делегацию вошли этнический сириец, который 20 лет живет в Алматы, Самир Дрех, режиссер Ермек Турсунов. В этих странах мы посетили места, где хранят память о героях, это мечети и мавзолеи, которым Казахстан непосредственно оказал помощь в реставрации", - говорит Азимов. 

Однако проект по некоторым причинам так и не был реализован.

Аль-Фараби принадлежит всем нациям

Полгода назад режиссер Сергей Азимов нашел нового героя для своего фильма - аль-Фараби. Скорее всего, он получит название "Возвращение учителя". Судя по собранным материалам, часовой просветительский экскурс обещает быть весьма увлекательным.  

"Центральная улица Алматы называется Аль-Фараби, его имя носит главный университет страны. Однако, к сожалению, многие казахстанцы не знают, кто он на самом деле, чем занимался. В фильме будет рассказываться об основных его заслугах. Проводя параллели, мы видим, каким современным философом был аль-Фараби, насколько его положения, несмотря на прошествие 11 веков, все еще актуальны. К примеру, он четко разъясняет, каким должен быть правитель, и с этими рекомендациями согласятся наши жители", - считает автор проекта.

Аль-Фараби, несмотря на гонения, сумел сохранить и перевести произведения мировых философов Платона, Аристотеля, Галена, Эвклида, а также развить их учения. По тем временам смелым поступком стало и то, что он разделил понятия науки и религии. 

"Аль-Фараби, будучи  верующим человеком, выносит точное определение, чем должна заниматься наука. Религия - вера, наука - доказательство. Религия предусматривает беспрекословное подчинение и веру", - уточняет Сергей Жумабаевич. 

Немаловажными в кинокартине станут интересные факты об этнической принадлежности аль-Фараби, которую так любит обсуждать большинство историков. 

"За аль-Фараби идет глобальная борьба. Иранские ученые вплотную изучают жизнь ученого, если вы им скажете, что аль-Фараби тюркского происхождения, они вам приведут сотни доводов, что его происхождение персидское, иранское. Туркменские братья поставили в центре Ашхабада памятник ему, приведя кучу доводов об их связи с ним. Арабский мир относит его к своим ученым, потому что он писал на арабском языке. Наши ближайшие соседи узбеки соотносят себя к потомкам аль-Фараби. Большая трагедия всех тюркских народов, что мы великих личностей растаскиваем по национальности. И наш козырь - он родился на территории Южного Казахстана в городе Фараб в районе Отрара. И в кино мы расскажем, что это были огромные поселки, города, где развивалось производство, сельское хозяйство, письменность. О том, что именно из этих земель он начал свою подвижническую и научную деятельность в Самарканд, Бухару, Багдад и далее. Мы уже слышим, почему об этом давно не говорили?  Наши предки жили в тоталитарном государстве, была цензура, и те, кто пытался вернуть его имя, сталкивались с рекомендациями, будто нужно показать прогрессивное влияние русской культуры на его труды. Однако Х век, аль-Фараби и русская культура не стыкуются", - делится собеседник. 

Режиссер отмечает, что, рассказывая об аль-Фараби, невозможно не отметить тех, кто совершил гражданский подвиг, вернул имя мирового ученого на историческую родину. Это прежде всего педагог Акжан Машанов, писатель Магжан Жумабаев,  философ Агын Касымжанов, востоковед Бободжан Гафуров и другие. 

"К примеру, Машанов очень много говорил об аль-Фараби своим коллегам и студентам, преподавая в Политехническом институте в 50-60 годы. Это дело в 70-ых годах продолжил ученик Каныша Сатпаева, возглавлявший Академию наук Шахмардан Есенов. Ануар Алимжанов написал книгу об аль-Фараби. В своих стихах Жумабаев упоминал о домбре, на которой играл аль-Фараби. А вот Касымжанов и Гафуров аргументированно доказали, что аль-Фараби родом из города Фараб. Также, занимаясь сбором материалов, мы видим, что жизнь поэта Абая Кунанбаева через века переплетается с биографией аль-Фараби. Эти потрясающие духовные параллели зрители увидят в кино", - говорит мужчина.  

На исторической родине аль-Фараби чтят его память. К примеру, пенсионер, бывший директор краеведческого музея Адильда Жумашев всю свою жизнь посвятил изучению жизни ученого. "В 2006 году он с Алимжаном Куртаевым, который на то время был акимом района, посетил его могилу в Дамаске, они установили в этой местности памятник аль-Фараби", - сказал режиссер.

Как выглядит убранство мавзолея аль-Фараби

Известно, что аль-Фараби переехал в Дамаск, где провел последние годы своей жизни. Этот город, безусловно, кладезь, таивший в себе много неразгаданных сведений об ученом. Именно здесь в 2007 году Казахстан профинансировал строительство культурного центра, посвященного великому просветителю.  

Как сейчас выглядит мавзолей аль-Фараби в Дамаске, построенный Казахстаном

"Этой поездки добивались полгода. В Дамаске прямых боевых действий не было, но в его окрестностях накануне был обстрел и ракетная атака.  По телевизору смотреть войну и ее последствия - одно, а видеть своими глазами - совершенно другое. Окраины Дамаска, промышленные зоны, где совсем недавно были огромные современные дома,  - все разрушено. Руины, привыкшее к войне население, даже не страх, а их усталость и тоска по мирным дням. Вместе с тем поражает доброжелательность, культура общения этих людей. В Дамаске я видел гораздо меньше хиджабов, чем у нас в стране. И это меня тревожит. Ведь считалось, что это в традициях Ближнего Востока, а не наших. У нас же чувство любопытства было больше, чем страха", - рассказывает о поездке Азимов.

В делегацию вошли один из инициаторов идеи, соавтор фильма, ректор КазНУ имени аль-Фараби Галым Мутанов, сенатор Алимжан Куртаев, декан факультета восточных языков Ихтияр Палторе, а также две съемочные группы.

Сергей Азимов отмечает, что снаружи комплекс очень современный, в архитектурном смысле он отлично вписался в город. Состояние удовлетворительное, учитывая то, что здесь семь лет не прекращается война. Во многом это благодаря нескольким людям, которые бесплатно охраняют территорию.

"Это простые граждане, они тоже будут в фильме. Они рассказали, что живут здесь, за работу не получают зарплату. Я спросил у них, знают ли они, кто такой аль-Фараби. Сирийцы отметили, что в мавзолее хранится информация о нем. Также признались, что и ранее догадывались о его величии, раз ему посвящают такое современное здание. Удивительно, что комплекс не требует капитального ремонта. Он расположен в старой части города, где все бомбят, но его не трогают. Нет ни повреждений, ни прямого попадания. Просто он нуждается в уходе", - пояснил режиссер.

Внутри мавзолея имеется надгробие. На первом этаже также есть экспозиции, связанные с научной деятельностью аль-Фараби, его труды. Несколько залов посвящены Казахстану и его Первому Президенту Нурсултану Назарбаеву. 

Объект соседствует с кладбищем, где захоронен аль-Фараби и другие знатные личности. 

"На этом кладбище захоронен султан Бейбарс, несколько жен пророка Мухаммада, аль-Фараби. Первое, что меня поразило, - скромность. В исламской традиции особой пышности в надгробных памятниках нет. На этом кладбище имеются более роскошные погребения. А у аль-Фараби стоит просто доска с его именем. Но местные жители все знают, что здесь хоронили особых людей", - сказал автор сценария. 

"Не нам давать оценку, как дальше будут развиваться внутриполитические события в Сирии. Там предстоят выборы. Однако Казахстан поднимает вопрос о дальнейшей судьбе мавзолея. Отдавать это Сирии, проделав так много, как отдать родного ребенка другому. Этот объект может стать консульством либо духовным и культурным центром, но сейчас он закрыт для посетителей", - отметил Сергей Азимов. 

Фильм снимается при финансировании Казахского национального университета имени аль-Фараби, Министерства культуры и спорта РК, а также Государственного центра поддержки национального кино. Съемочная группа уже приступает на монтажу кинокартины. В эфир национальных телеканалов он выйдет в начале 2020 года.

© Фотографии предоставлены Сергеем Азимовым




ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ
"Заблудилась в городе": лису сняли на видео в Уральске
СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ
Девушка раскрыла секрет топ-100 пользователей Instagram

Похожие новости

counter.yadro.ru