• facebook
  • twitter
  • telegram
  • whatsapp
поделились
© livejournal.com
© livejournal.com

Особенности воспитания детей в Японии

05 мая 2014 15:57
Image
13

У жителей Страны восходящего солнца особенный подход к воспитанию детей. Именуется он "икудзи". И это не просто совокупность педагогических методов, это целая философия, направленная на образование и обучение новых поколений.

Единство матери и ребенка

Мам в Японии называют "амаэ". Сложно перевести и понять глубинный смысл этого слова. Но производный от него глагол "амаэру" означает "баловать", "покровительствовать".

Испокон веков воспитание детей в японской семье - обязанность женщины. Конечно, в XXI веке нравы сильно отличаются. Если раньше представительницы слабого пола занимались исключительно домашним хозяйством, то современные японки учатся, работают, путешествуют.

Тем не менее, если женщина решается на материнство, она должна полностью посвятить себя этому. Не приветствуется выходить на работу, пока ребенку не исполнится три года, оставлять малыша на попечение бабушки и дедушки. Главная обязанность женщины - быть матерью, а перекладывать свои обязательства на других в Японии не принято.

Более того, до года мать и ребенок - практически единое целое. Куда бы не направлялась японка, чем бы не занималась, малютка всегда рядом - у груди или за спиной. Бэби-слинги появились в Японии задолго до распространения на Западе, а креативные японские дизайнеры всячески совершенствуют их, разрабатывая специальную верхнюю одежду с "кармашками" для детей.

"Амаэ" - тень своего чада. Постоянный физический и духовный контакт создают незыблемый материнский авторитет. Для японца нет ничего хуже, чем огорчить или обидеть свою мать.

Ребенок - бог

До пяти лет, согласно принципам икудзи, ребенок - это небожитель. Ему ничего не запрещают, на него не кричат, его не наказывают. Для него не существует слов "нельзя", "плохо", "опасно". Малыш свободен в своей познавательной деятельности.

С точки зрения европейских и американских родителей - это баловство, потакание капризам, полное отсутствие контроля. На самом деле, родительская власть в Японии гораздо сильнее, чем на Западе. А все потому, что в ее основе лежат:

1) личный пример;
2) обращение к чувствам.

В 1994 году было проведено исследование разницы в подходах к обучению и воспитанию в Японии и Америке. Ученый Азума Хироши просил представительниц обеих культур собрать вместе со своим ребенком конструктор-пирамидку. В результате наблюдения было выявлено, что японки сначала показывали, как выстроить конструкцию, а затем позволяли ребенку повторить это. Если он ошибался, женщина начинала все заново.

Американки шли другим путем. Прежде чем начать строить, они подробно объясняли малышу алгоритм действий и только потом, вместе с ним (!), строили. 

Замеченную разницу в педагогических методиках Азума назвал "вразумляющий" тип родительствования. Японцы "вразумляют" своих детей не словами, а поступками.

При этом ребенка с самого раннего возраста учат быть внимательным к чувствам - своим, окружающих и даже предметов. Маленького проказника не отгоняют от горячей чашки, но если он обжегся, "амаэ" просит у него прощения. Не забыв упомянуть, какую боль причинил ей опрометчивый поступок ребенка.

Другой пример: разбаловавшийся малыш ломает любимую машинку. Что сделает американка или европейка в этом случае? Скорее всего, отберет игрушку и прочитает нотацию о том, как много она трудилась, чтобы купить ее. Японка не предпримет ничего. Лишь скажет: "Ты делаешь ей больно".

Таким образом, до пяти лет детям в Японии формально можно все. Тем самым, в их сознании формируется образ "Я - хороший, - воспитанный и любящий родителей".

Ребенок - раб

В пятилетнем возрасте ребенок сталкивается с "суровой действительностью", он попадает под жесткие правила и ограничения, которые нельзя не соблюдать.

Дело в том, что испокон веков японское общество - общинное. Природно-климатические и экономические условия заставляли людей жить и работать рука об руку. Только взаимовыручка и самозабвенное служение общему делу обеспечивали урожай риса, а значит, сытую жизнь. Этим объясняются и сильно развитое сюдан исики (групповое сознание), и система иэ (патриархальный семейный уклад).

Общественные интересы - превыше всего. Человек - винтик в сложном механизме. Если ты не нашел своего места среди людей, ты изгой.

Именно поэтому с пяти лет детей учат быть частью группы. "Если будешь так себя вести, над тобой будут смеяться". Для японца нет ничего страшнее социальной отчужденности, и дети быстро привыкают жертвовать индивидуальными эгоистическими интересами.

Воспитатель (который, кстати, постоянно меняется) в детском саду или специальной подготовительной школе выполняет роль не учителя, а координатора. В арсенале его педагогических методов, к примеру, "делегирование полномочий по надзору за поведением". Давая задания подопечным, воспитатель разбивает их на группы, объясняя, что необходимо не только хорошо выполнить свою часть, но и проследить за товарищами.

Излюбленные занятия японских малышей - командные спортивные игры, эстафеты, хоровое пение.

Следовать "законам стаи" помогает также привязанность к матери. Ведь если нарушать коллективные нормы, "амаэ" сильно расстроится.

Итак, следующие 10 лет жизни ребенок учится быть частью микрогрупп, слаженно работать в коллективе. Так формируется его групповое сознание и социальная ответственность.

Ребенок - равный

К 15 годам ребенок считается практически сформировавшейся личностью. Дальше следует недолгий этап бунтарства и самоидентификации, которые, впрочем, редко подрывают основы, заложенные в предыдущие два периода.

Икудзи - парадоксальная и даже странная система воспитания. По крайней мере, в нашем, европейском, понимании. Однако она проверена веками и помогает выращивать дисциплинированных, законопослушных граждан своей страны.

По материалам: Лайфхакер




ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ
Ученые официально признали наличие сознания у животных, насекомых и рыб
СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ
Чем удивляют в лучшем ресторане мира

Похожие новости

counter.yadro.ru