Подписывайтесь на канал Tengrinews.kz в WhatsApp
06 сентября 2023 06:47

"Не думал, когда "закладывал". В единственной детской колонии резко сменился контингент

Шокан Алхабаев Старший корреспондент
Алихан Сариев Фотокорреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото ©️ Tengrinews.kz / Алихан Сариев Фото ©️ Tengrinews.kz / Алихан Сариев

В центре Алматы расположена единственная в стране детская колония, которую в народе называют "единичкой". Если раньше здесь содержались сотни малолетних преступников, то сейчас их количество сильно сократилось и не превышает 50 человек. За последние несколько лет контингент в учреждении также очень изменился. Корреспонденты Tengrinews.kz выехали на место и выяснили причины перемен.


В центре Алматы расположена единственная в стране детская колония, которую в народе называют "единичкой". Если раньше здесь содержались сотни малолетних преступников, то сейчас их количество сильно сократилось и не превышает 50 человек. За последние несколько лет контингент в учреждении также очень изменился. Корреспонденты Tengrinews.kz выехали на место и выяснили причины перемен.

Официальное название колонии - учреждение ЛА-155/6. Ее основали еще в 1941 году как детский воспитательный лагерь. С тех пор колония несколько раз меняла свое предназначение, но оставалась местом заключения для несовершеннолетних преступников.

Всего в Казахстане существовало пять детских колоний. Позже подростков перестали наказывать лишением свободы за мелкие правонарушения, только за тяжкие и особо тяжкие виды преступления. Поэтому в 2011 году детские колонии упразднили, оставив только в Алматы.

Колония в Алматы стала единственным в стране учреждением для преступников мужского пола в возрасте от 14 до 18 лет. По достижении совершеннолетия заключенных переводят во взрослые колонии. Однако по заявлению осужденных их могут оставить в детской тюрьме до достижения 21-летнего возраста. В этой связи количество "постояльцев" здесь все время меняется. Однако статистика показывает, что численность постоянно идет на спад. Это можно увидеть в небольшой статистике:

На август этого года официально в колонии числятся 39 малолеток. Причем девять из них, или почти каждый четвертый, сидят по одной статье - за распространение наркотиков. Это те самые "закладчики". И срок у каждого немаленький: от пяти до восьми лет лишения свободы. А если преступаешь закон в совершеннолетнем возрасте, то дают вдвое больше. Но никто из подростков, как они сами признаются, даже не задумывались об этом, когда шли на преступление.

"Это случилось в конце 2021 года, на тот момент мне было 16 лет. Я жил в селе под Астаной с дядей и бабушкой-инвалидом, у нее ампутирована одна нога. Денег не было, пенсии едва хватало на комуслуги и немного еды. В это время друг детства предложил работу: сказал, что нужно прятать наркотики. Все делали через Telegram: там человек под разным никнеймом и аватаркой давал задание - откуда забирать товары и куда их прятать. Расстояние закладок не должно было быть больше 150 метров", - вспоминает Дамир Ильясов (фамилия и имя изменены), которому скоро исполнится 18 лет.

По словам парня, всего он проработал около трех недель. За это время успел заработать свыше 100 тысяч тенге. В день он с другом прятал от 10 до 60 закладок, за что брал от трех тысяч тенге, а прибыль делили пополам. Попался Дамир на очередном деле.

"Мы тогда были втроем: я, друг детства и его приятель. Они вдвоем пошли прятать товар, а я стоял в стороне. Потом в нашу сторону начали идти патрульные. Я видел, а друзья не заметили. При обыске нашли в их рюкзаке наркотики.

Была надежда, что меня не посадят, а дадут максимум условный срок. Потому что на тот момент у меня ничего не нашли. Но суд решил иначе: назначить мне семь лет и шесть месяцев лишения свободы. Я в тот момент был просто в шоке, мама плакала", - делится заключенный.

"Если в самом начале мне вновь предложили это дело, я бы сразу отказался. Потому что, находясь здесь, понимаешь, что свобода намного дороже.

Первым делом, оказавшись на свободе, хочу обнять маму и бабушку, а также младшего брата. Очень скучаю по ним", - подытожил осужденный подросток.

Еще один осужденный родом из Усть-Каменогорска, ему 18 лет, он из полной семьи. У него есть два младших брата и старшая сестра. Отец работает на птицефабрике, а мать находится в декрете. У них был средний финансовый достаток, на жизнь хватало. Но ему захотелось больше денег, и он вошел в преступный мир. Попался парень на первой же "закладке".

"Мне тогда было 16 лет. Денег, которые давали на карманные расходы, не хватало, и я решил подзаработать. Причем легально, не думал заниматься преступными вещами. Так, на популярном сайте по продаже бэушных вещей нашел объявление, где требовались грузчики. Оказалось, что это закладка наркотиков. Сначала я отказался, но потом согласился.

Меня перевели в Telegram, там связался куратор. Я скинул фото удостоверения личности, и на следующий день дали работу. За одну закладку обещали 1150 тенге, это был мефедрон. Сам не употребляю. Работал один. Меня поймали на первой же закладке: я забирал сверток в одном из районов города и, как только я поднял товар, подошли полицейские из управления по борьбе с наркобизнесом", - поделился он.

Молодой заключенный считает, что его подставили. Тем не менее он жалеет, что вступил на такой путь.

"Не ведитесь на легкий заработок, лучше честным трудом, пусть и тяжелым, заработать деньги. Цените свободу, которая у вас есть. Потому что в этом деле все равно когда-нибудь поймаешься", - подытожил он.

Другой 18-летний подросток, но уже из Уральска, свою деятельность начал по той же схеме два года назад. Успел поработать чуть больше месяца. Часть денег тратил на свои нужды, а другую - откладывал на зарубежный отдых. Однако за шесть дней до вылета парня поймали на очередной закладке наркотического вещества "скорость".

"Эти деньги реально не стоят того, чтобы провести долгие годы за этой решеткой. Не совершайте, пожалуйста, те ошибки, которые сделал я. Какие бы деньги ни предлагали, не идите на это. Сейчас я понял, что действительно является ценным в этой жизни - это семья, дом, родители. Очень скучаю по братишкам и сестренке. Мама и отчим временами посещают меня, когда есть возможности по деньгам. А так я здесь совсем один", - сказал он.

В администрации колонии говорят, что многие родители скрывают, что дети находятся в местах лишения свободы. Одни говорят, что ребенок уехал в другой город на учебу, другие находят иные причины. В этой связи редакция не может публиковать лица несовершеннолетних без согласия родителей или их законных опекунов.

Прокуроры говорят, что молодые люди, которые выбирают подобный вид "заработка", считают, что ничего криминального в этом нет. Ведь они не передают наркотические средства из рук в руки, а, следовательно, по их мнению, не нарушают закон.

"Однако действия по закладке наркотических средств квалифицируются как пособничество в незаконном хранении и перевозке в целях сбыта наркотических средств и их аналогов. За это предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от 10 до 20 лет. А уголовная ответственность, напомню, наступает с 14 лет", - сказал сотрудник прокуратуры Жетысуского района Ильяс Шопабаев.

Ильяс Шопабаев следит за тем, чтобы все процессы в детской колонии выполнялись строго в рамках закона. Как оказалось, осужденные вместе с ограничениями имеют и ряд прав. Среди них - обратиться с жалобой в любой госорган, если их ущемляют в тюрьме.

Сделать это можно через специальный терминал, установленный в жилом помещении. Заключенный вводит свой ИИН, далее дополнительно подтверждает свою идентификацию отпечатком пальца, а потом набирает текст обращения.

Также осужденные могут позвонить родным и близким с помощью таксофона.

При колонии есть школа, где преподают как на казахском, так и на русском языке. В летнее время у детей, как и положено, длительные каникулы. За это время они успевают освоить дополнительные профессии в местном училище, которое тоже расположено на территории тюрьмы. Помимо слесаря и токаря, там обучают и профессии плотника. Эти навыки, как надеются в администрации, пригодятся юным мужчинам в будущем на воле быстрее адаптироваться в обществе.

Но это случится совсем нескоро. А сейчас можно поиграть в футбол на новом газоне, который построили на деньги благотворителей.

Постояльцы детской колонии предупреждают своих сверстников и подростков помладше: за любое деяние придется отвечать, но за распространение наркотиков наказание последуют жесткое.

"Я из Атырау, до задержания употреблял разные виды наркотиков. Начинал с мефедрона, потом курил "скорость", затем перешел на более тяжелые: амфетамин, марихуана и даже успел попробовать героин. Последний - очень дорогое удовольствие: один грамм на тот момент стоил 80 тысяч тенге.

Деньги на наркотики я зарабатывал легальным способом. Когда начал погружаться в мир наркомании, стал уже распространять их. Поймали на том, что состоял на наркоучете и не появлялся у специалиста. А когда участковый задержал, то в телефоне нашли доказательства того, что я "закладывал" синтетические наркотики", - рассказывает 17-летний Кирилл.

Дома у него остались мать и младший брат. Молодой заключенный мечтает поскорее вернуться к родным, однако случится это нескоро, ведь он также получил 7,5 года лишения.

"Когда сидел в следственном изоляторе, то изучал статью, по которой меня судят. Там от 10 до 15 лет строгого режима могли дать. Конечно, было страшно. Приговором суда назначили девять лет и шесть месяцев, а потом после апелляционной жалобы сократили срок.

В этой колонии я нахожусь уже более одного года. Атмосфера не та, которую хотелось ожидать на воле. Тут скованное движение, везде заборы и колючая проволока. Тем не менее я встал на путь исправления, считаю. За время нахождения отучился на слесаря и токаря. Сейчас перешел в 10 класс", - добавил Кирилл.

Другой осужденный - 17-летний парень из Темиртау - стал закладчиком через свою знакомую девушку. За две недели ему удалось подзаработать полмиллиона тенге. Но насладиться этими деньгами в полной мере не удалось. Молодую парочку задержали на очередном деле.

"У меня было много свободного времени, и было скучно. Потом стал замечать, что у знакомой постоянно деньги имеются. На мои вопросы она отвечала, что работает в салоне красоты. Но позже призналась, что занимается закладками. Я тоже, не знаю почему, заинтересовался. В день по 30-40 закладок прятали. За мефедрон 1000 тенге получали, а за "скорость" - 1500.

Когда нас поймали, опера сказали, что уже долго следят за местом, где мы собирались прятать наркотики. Мне кажется, это кураторы сдали нас. Такое ощущение, что они долго не держат закладчиков и через месяц "скидывают" с борта. Поэтому такая деятельность - тупиковая: рано или поздно все равно поймают. И придется терять драгоценное время в колонии", - отметил он.

Прокуроры рассказывают, что только в Алматы ежемесячно регистрируется около 60 уголовных дел, связанных с хранением наркотических или психотропных веществ и их аналогов. Только за этот год зарегистрировано уже 490 уголовных дел по факту, из которых 177 случаев - в целях сбыта.

"Однако профилактика борьбы с наркопреступностью стоит на особом контроле в прокуратуре Алматы. Под нашей координацией заблокировано 256 интернет-ресурсов, связанных с распространением наркотиков. Из них 90 процентов - это Telegram-каналы", - заявили в надзорном органе.

Также прокуроры рассказали, как выявляют закладчиков.

"В основном их обнаруживают во время патрулирования участковых или других полицейских. Вызовы поступают и от жителей города, которые наблюдают подозрительное поведение молодых людей. На такую "работу", как правило, вербуются путем сарафанного радио. Это в основном дети из неблагополучных или неполных семей, где имеется финансовый недостаток. Подростки между собой начинают делиться, как легко заработать деньги и не утруждаться", - подытожил Ильяс Шопабаев.

Пока правоохранители проводят масштабные операции по борьбе с наркотиками, осужденные в детской колонии считают каждый день до свободы. Однако до этого момента еще далеко...

Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 443.2   490.7   4.82 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети