• facebook
  • twitter
  • telegram
  • whatsapp
поделились
© smirnovo.info
© smirnovo.info

Человечность за "белыми пятнами" истории Казахстана

01 мая 2017 08:23
Image
10

В истории любой страны, союзов и содружеств есть множество "белых пятен", за которыми, как правило, скрываются "пятна кровавые". И вся связанная с ними информация, бывшая некогда для старшего поколения "совершенно секретной", мега-, гигабайтами и тысячами страниц из учебников обрушивается на молодежь, которая еще не имеет большого жизненного опыта. Мы хотим взрастить патриотичное, толерантное поколение. Но акценты в исследованиях, прессе и учебниках могут давать обратный эффект от желаемого. TengriMIX знакомит вас с интересной статьей о терпимости, человечности и взаимовыручке разных людей Казахстана в непростые времена.

"... Политическая история нового и новейшего времени в предлагаемой сегодня интерпретации не справляется в полном объеме с формированием гражданственности, патриотизма, толерантности у молодежи. Именно поэтому в разрабатываемой концепции подчеркивается необходимость для историков уделять больше внимания многогранному взаимодействию народов и государств, не зацикливаясь на исторических обидах и травмирующем опыте прошлого, рассматривается вопрос о смещении исследовательского интереса в сторону примирительной, комплементарной истории.

В 2007 году к 90-летию установления советской власти Архивом Президента РК был подготовлен план-проспект выставки "Тернистый путь: трудный переход…", в процессе работы над которым преследовалась цель рассказать о наиболее заметных участниках событий первых двух десятилетий существования советского Казахстана. Читатель увидел фотографии и краткие биографические справки Ленина и Букейханова, Иманова, Жанбосынова, Троцкого, Фрунзе, Дутова, Анненкова, Джангильдина. Составители попытались собрать вместе на страницах одного издания тех, кого исследователи разделяли долгие десятилетия по различным признакам: политическим взглядам, географическому, национальному. Но жили и творили историю эти люди вместе, в одно время, на одной территории.

К сожалению, не попал в то издание Тимофей Иванович Седельников, автор письма Владимиру Ленину. Копия последнего сохранилась в "архиве Сейткали Мендешева", после расстрела которого документы находились сначала в Казкрайкоме ВКП(б) - ЦК Компартии(б) Казахстана, затем были переданы в партийный архив и вошли в фонд-коллекцию Института истории партии. Скорее всего, благодаря именно этому письму Революционный комитет по Управлению Казахским краем пополнился людьми, которых без преувеличения можно назвать гордостью казахской нации: Губайдуллой Алибековым, Халилем Габбасовым, Алимханом Ермековым. Но в истории Казахстана Тимофей Иванович, оренбургский казак, депутат I Государственной Думы, остается благодаря его титаническим усилиям, направленным на попытки внести коррективы в переселенческую политику в пользу коренного населения Казахстана. Живя среди казахов, постигая их культуру и обычаи, он воспринял боль степняков как свою собственную, став защитником их интересов.

В это же время рядом с Тимофеем Ивановичем жил другой человек, долгое время бывший кумиром "красного" Казахстана и за последние 20 лет не заслуженно отодвинутый на задний план. Они встретились на заседаниях Казревкома, каждый уже имел заслуги перед казахским народом. И сложно сказать, что в биографии Алиби Джангильдина, а речь идет именно о нем, перевешивает: его частная жизнь, жизнь Николая Степнова, мусульманина, принявшего христианство, человека необычайно любознательного, объездившего весь мир с единственной целью увидеть своими глазами и рассказать своим соотечественникам об увиденном, или его подвиги на благо революции, которая, как он надеялся, даст его народу знания и надежду на безбедную, светлую жизнь. Оба этих героя (в изучение их биографий внесли определенный вклад и архивисты Архива Президента РК), жизнь которых примечательна сама по себе, в сравнении дадут формирующемуся уму богатую пищу для размышлений не просто о толерантности как необходимой составляющей социума, но и о взаимоуважении и поддержке представителями разных народов друг друга.

Тема эта может быть раскрыта и на фактах повседневности. Издав сборник "Политические репрессии в Казахстане в 1937-1938 годы", архивисты подготовили следующее издание "Страницы трагических судеб. Сборник воспоминаний жертв политических репрессий в СССР в 1920-1950 годы". Эта книга - гимн мужеству, преданности любимым, самопожертвованию во имя близких, красоте и силе человеческого духа. В ней много трогательных историй. С. Ходжикова вспоминает о русском юноше, водителе автомобиля служебного транспорта репрессированного главы семьи, который, после ареста последнего, когда семья оказалась без средств к существованию, был единственным, кто некоторое время поддерживал семью и не дал ей умереть от голода. Автору данного текста рассказали и такой случай: хозяйка семьи представителя казахской интеллигенции увидела на базаре русскую девочку-подростка, она ее чем-то заинтересовала, и девочке предложили работу в доме в качестве домработницы. Было это в голодные 1930-е, оставившие этого ребенка, как и сотни других, сиротой. Очень скоро девочка получила статус полноправного члена семьи. Ей не только помогли спастись от голодной смерти, но и встать на ноги, дав специальное образование. Такого рода эпизодов в мемуарной и краеведческой литературе множество.

На наш взгляд, наиболее убедительные результаты в ракурсе воспитания гражданственности и патриотизма дает семейный опыт и соединение личных историй с краеведческими расследованиями, проводимые заинтересованными людьми, не обязательно историками (ведь краеведение может стать увлечением для любого ищущего и думающего человека). Автору волею случая пришлось столкнуться с личным архивом супружеской пары Сары Камаловны Журабаевой и Идриса Исенгалиевича Карcакбаева, трудившихся на протяжении нескольких десятков лет на киностудии "Казахфильм". Она - вторым режиссером, он - художником. Сару Камаловну в 2009 году наградили орденом "Парасат". В ее личном архиве хранится рабочий сценарий фильма "Кровь и пот". На первом листе автографы Евгения Евстигнеева, Владимира Сошальского, Олега Видова.


Титульный лист рабочего сценария фильма "Кровь и пот" с автографами актерского состава. Фото из семейного архива С. К. Журабаевой и И. И. Карсакбаева

Этих артистов она в середине 1970-х годов пригласила сниматься на эпизодические роли в названный фильм, съемки которого проходили в Алма-Атинской области. Двое из названных артистов хорошо известны современной зрительской аудитории.


Слева направо: Е. Евстигнеев, О. Видов, В. Сошальский. Надпись на обороте: "Дорогой Саре Камаловне с пожеланиями счастья. Здоровья Вам и Вашим близким. С благодарностью, О. Видов". Алма-Атинская область, 1977 год. Фото из семейного архива С. К. Журабаевой и И. И. Карсакбаева

Один из них, Олег Видов, еще в конце 80-х выехал в США и следы его для массового зрителя были затеряны вплоть до передачи Андрея Малахова, подготовленной к 70-летнему юбилею артиста. Он приехал на передачу из Лос-Анджелеса. А незадолго до этого Сару Камаловну разыскала учительница из села имени Турара Рыскулова, ЮКО, Елена Артеменко.

Она, волею случая, была в Москве во время премьеры фильма "Всадник без головы". Герой Олега Видова произвел на нее очень сильное впечатление. Позже Олег Борисович в составе небольшой актерской группы приехал в Южно-Казахстанскую область. После встречи со зрителями молодая учительница решила взять автограф у актера и зашла за кулисы в тот момент, когда Олег почувствовал себя плохо. Мама Лены работала в аптеке. Девушка немедленно принесла требуемые лекарства. Уже в наше время, узнав через Интернет о том, что журналист Юрий Рудянский пишет книгу об Олеге Видове, Лена, теперь уже Елена Юрьевна, побывала на киностудии "Казахфильм", сделала копию фильма "Кровь и пот", разыскала С. К. Журабаеву, сняла электронные копии с сохранившихся рабочих документов, освещающих ход работы над фильмом. Все это переслала автору будущей книги.


Оборот обложки рабочего сценария фильма "Кровь и пот" с автографом О. Видова. Фото из семейного архива С. К. Журабаевой и И. И. Карсакбаева

После этой истории Олег Борисович сам нашел Сару Камаловну, не раз ей звонил и подолгу с ней беседовал. В одной из этих бесед он признался, что считает Алматы второй родиной. Его родители какое-то время жили в Монголии, возвращаясь, задержались в тогдашней столице Казахстана. В 1952-1953 годах Олег Видов был учащимся одной из алма-атинских школ. Учительница не поленилась съездить и туда и получила подтверждение этой информации.

Елена Артеменко показала фильм "Кровь и пот" своим ученикам, рассказала о работе над ним. Школьники писали сочинение по роману, который большинство из них прочитали после просмотра фильма. Ученица Таштемирова Милана, например, написала: "Я благодарна всем, кто участвовал в создании этого фильма… Особенно я благодарна Саре Камаловне за то, что она смогла собрать на съемочной площадке такой прекрасный актерский состав".


Слева направо: Актер театра им. Лермонтова, стоит В. Сошальский, на лошадях Е. Евстигнеев, Т. Жаманкулов. Алма-Атинская область, 1977 год. Фото из семейного архива С. К. Журабаевой и И. И. Карсакбаева

Учительница литературы через синтез литературных и кинематографических произведений приобщила ребят к истории гражданской войны, к истории советского, а через него и современного казахстанского и российского кинематографов. Предоставила для юных сердец и голов материал (в романе развита и романтическая линия), позволяющий задуматься о долге, чести, верности, жертвенности, любви и мужестве".

Выступление Руководителя Управления научной публикации документов Архива Президента, к. и. н. Е. М. Грибановой на Международной научной конференции, посвященной дню Первого Президента РК "Ежегодные вторые чтения "Независимость. Лидер нации. Национальное единство", 2013 г. в Алматы. 




ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ
"Алматинца ничем не напугать": как отреагировали горожане на бурю и ливень
СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ
Маленькая рыбка, создающая шедевры на морском дне

Похожие новости

counter.yadro.ru