• facebook
  • twitter
  • telegram
  • whatsapp
поделились

Оружие наших предков

24 августа 2016 14:25
Image
11

Древние кочевники с молоком матери впитывали незыблемую истину: можно лишиться богатства, имущества, но только не своей земли. Казахи были мирными людьми, они не нападали, лишь защищали родину от набегов врага. Поэтому неудивительно, что в Великой степи было развито оружейное ремесло.

Вся суть системы классификации оружия казахского народа, да и в целом кочевников, заключалась в одной фразе "Ер қаруы - бес қару" (воин владеет пятью видами оружия). TengriMIX предлагает взглянуть на вооружение тех времен и убедиться в изобретательности наших предков.

Метательное

Основным метательным оружием были лук и стрелы. Боевой лук собирался из нескольких частей, изготовленных из различных материалов: дерева, кости, рога, бересты, сухожилий и кожи. Наконечники стрел имели различную форму: четырехгранные, которые могли пробить любой щит и деревянные цилиндрические, применяемые для сбивания человека с коня. Колчан для ношения стрел назывался "корамсак", отдельный футляр для лука - "садак". Этим же термином обозначался весь набор с налучем, колчаном и портупеей для их ношения.

Рубящее


Айбалта

Для нанесения рубящего удара применялся боевой топор "балта" с лезвием средней ширины. Рубящие и режущие удары наносились секирой "айбалта" с лунообразным и широким лезвием. Чекан "шакан" имел узкое клиновидное лезвие и использовался, чтобы наносить раскалывающие удары. И последняя разновидность является комбинацией топора, секиры и чекана.

Режущее

К режущему оружию относятся прямой меч - "семсер", кривая сабля - "кылыш" и казахская шашка - "сапы".

Колющее

У казахов имелось два вида колющего оружия: "найза" - копье с широким наконечником и "сунги" - длинная пика с тонким наконечником, предназначенная для поражения противника в доспехах.

Ударное


Буздыган

Самой древней разновидностью этого вида оружия была палица "шокпар", сделанная из одного куска дерева в виде тяжелой дубины с головкой, окованной металлом или утыканной остроконечными шипами. К ударному оружию относятся также: тяжелая булава "гурзи", кистень "босмойын" и булав-шестопер – "буздыган". 


Калкан - щит

Защищали воинов щит "калкан", доспехи "сауыт" и шлем "дулыга". Последние были самыми разнообразными по своей форме - с козырьком и насечкой серебром, с сеткой и кожаным орнаментированным чехлом.

Дулыга - шлем

Наилучшим считался шлем типа "кулахуд". Он отличался своей относительно неглубокой шарообразной тульей, острым шпилем-навершием на макушке шлема и двумя втулками над налобной частью шлема для крепления украшений. Эти украшения шлемов были также знаками различия, подчеркивали воинское звание.

Ханы и султаны имели наверху шлемов султаны из совиных перьев – "жыга". Тарханы отличались тем, что у них на шлемах были флажки – "жалау". У выдающихся батыров они могли быть украшены кистями из лент и конского волоса – "шашак". Другим интересным видом шлема был томагап – шлем с маской, закрывающей лицо воина. Маски могли быть самыми разными, часто устрашающими противника.

Шлем в музее "Метрополитен"

В Нью-Йоркском музее "Метрополитен" хранится шлем, входящий в пятерку наиболее исторически ценных шлемов. Ученые считают, что он мог принадлежать хану Золотой Орды Жанибеку или его сыну. Это доказывает выгравированная и посеребренная надпись,сделанная арабским письмом в нижней части шлема: "Победоносный султан Махмуд Жанибек". Шлем изготовлен из стали, его высота 20-23 сантиметра, диаметр 22 сантиметра, в верхней части имеет острые грани.

В прошлом у казахских батыров существовал культ боевого оружия: им присягали, давали клятву, присваивали личные имена. Пять видов боевого оружия служили также знаками власти, ими обозначали разные степени воинского ранга. Хана, возводившегося на трон, одаривали золотой саблей – знаком власти и ханского достоинства. Копье с бунчуком, сабля или булава вручалась военачальникам при назначении их на должность. Люди, получившие право носить воинское оружие, пользовались особыми привилегиями в обществе. Например, при хане Тауке, по существовавшему тогда закону "Жети жаргы", правом участвовать в ханском совете пользовались только люди, носившие воинское оружие: ханы, султаны, батыры, родоначальники. Парадным боевым оружием награждали за военные заслуги.

Кроме того, воинское оружие, как ценный предмет, входило в состав приданого невесты – "жасау" и свадебного дара за невесту – "калым". Его включали в число девяти предметов в качестве главного приза за победу на состязаниях, проводимых на традиционных праздниках и торжественных поминках. Почитание воинского оружия в казахской народной традиции сохранилось и до наших дней. Потомки казахских батыров хранят как священные реликвии некоторые образцы боевого оружия, оставшиеся от их славных предков.

По материалам sarbaz.kz




ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ
Названы три продукта, которые сделают блюдо полезнее для сердца и сосудов
СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ
Лучшие импровизации в кино

Похожие новости

counter.yadro.ru